Основная проблема в том, что общественный транспорт убыточен, а в Барнауле на этом пытаются делать бизнес, считает Василий Попов
Тема повышения платы за проезд серьезно озадачила общественность Барнаула, и только коронавирус мешает разгореться масштабному скандалу. Причин для возмущений много – изношенный транспорт, переполненные вагоны и автобусы, упавший уровень реальных зарплат населения. Инженер по организации дорожного движения и преподаватель АлтГТУ Василий Попов рассказал "Толку", почему система общественного транспорта города дышит на ладан и сбываются самые неблагоприятные прогнозы.
Убыточный по определению
– Чтобы развивать транспорт, нужно сначала хотя бы взять в руки любую советскую книжку по пассажироперевозкам. И прочитать в первом же абзаце о том, что общественный транспорт убыточен по определению. Почему в СССР были автоколонны, которые занимались одновременно и пассажирскими перевозками, и грузовыми? Потому что перевозка грузов приносила прибыль, а общественный транспорт шел в нагрузку.
Возможность передвижения по городу – это одна из важнейших задач для обеспечения его жизнедеятельности, которую должна выполнять власть. Так же, как обеспечивать население медпомощью и охрану порядка. В Европе не зарабатывают на общественном транспорте, в него вкладывают. В Москве всеми видами транспорта занимается государственное унитарное предприятие. И только в регионах это отдали на откуп бизнесу. Выжимают все до последнего. Даже предприниматели уже на этом не зарабатывают.
"Ввели неподъемные пошлины"
– В этом году город не попал в лизинговую программу в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". А это могло бы стать большим подспорьем. Потому что новых автобусов большой вместимости в Барнаул не покупали уже больше пяти лет.
Еще 10 лет назад привозили подержанные "Мерседесы" из Европы – для них они были уже старые, а у нас хорошо ходили. Но потом государство ввело неподъемные пошлины, и их закупка стала экономически невыгодна. Наши отечественные ЛиАЗы стоят от 8 млн рублей.
Такая цена не позволяет перевозчикам обновлять даже 10% подвижного состава в год. С этой точки зрения все плохо – транспорт в Барнауле не обновляется вообще, если не брать в расчет маршрутки.
Город утонет в ПАЗиках
– Перевозчики выживают, деньги тратят на ремонт старых автобусов. Сколько они протянут на старых дрожжах? Лет пять, десять? Работают, пока могут. Тому же "Евробусу" в этом году исполнилось 25 лет. У предприятия богатая история, огромный коллектив. Что же им, 300 человек на мороз выгнать, автобусы на металл сдать?
Почему на металл? Потому что автобусы большой вместимости – это самый неликвидный вид транспорта. Их очень тяжело продать. Пару лет назад один перевозчик продавал – никто их не брал. Все идет к тому, что у нас будет томская модель. Город утонет в ПАЗиках, автобусов будет больше, но они все будут маленькие.
Обратите внимание, они уже появляются на маршрутах, где раньше ходили исключительно большие автобусы: 10, 19, 17, 60-й маршруты, 1-й и 17-й уже наполовину состоят из них.
Помогут платные парковки
– Людей нужно пересаживать на общественный транспорт, мотивировать платными парковками. У нас весь центр забит кредитными машинами. Владельцы их бросают на целый день, а вечером создают пробки. А в это время автобусы ходят полупустые, там по утрам и вечерам одни студенты и пенсионеры.
Вы скажете: куда мы пересядем, общественный транспорт в Барнауле и так еле ходит? Ну так это надо было начинать делать лет пять назад. И парковки должны быть не такие, как на вокзале – 10 минут бесплатно и все. Нужно дать возможность людям сделать свои дела и уехать, внедрить льготные тарифы для работников вокзалов. А в текущих условиях она никому не нужна.
"Кривое" расписание
– Многие пассажиры мне тут же возразят, что по утрам и так много народу в транспорте. Так здесь беда не в количестве людей, а в умении составлять расписание. Анализом работы всего общественного транспорта города занимается диспетчерская служба МУП "Центртранс". И там, очевидно, нет специалистов, которые могли бы составлять сложные расписания для более равномерного распределения пассажиропотока.
Приведу пример: по 20-му маршруту ходит около 30 автобусов. Половина из них идет утром с Новосиликатного в центр, половина обратно. Но ведь ясно же, что из спальных районов утром едет больше народу, чем из центра в спальные. В итоге у нас транспорт переполнен утром в сторону центра, а вечером – в сторону спальных районов.
Нужно большую часть автобусов бросать на загруженные направления в часы пик. Чтобы они так круг-два сделали, а затем перестроились. Но это если в общих чертах. На деле же все гораздо сложнее. И печальный итог всего этого – у всех типовое расписание, не учитывающее трафик.
Выделенные полосы
– Для автобусов и троллейбусов хотя бы на главных проспектах нужно делать выделенные полосы. В качестве эксперимента это уже делали на проспекте Ленина. Но он был поверхностный: нанесли сплошную линию и букву "А", и все. А нужен был огромный комплекс мер. Прежде всего — убрать места для парковок в карманы и установить камеры, чтобы штрафовать нарушителей. Без этого ничего не заработает.
Зарплаты выше – билеты дешевле
– В городах-миллионниках Сибири проезд может быть дешевле из-за более низкой фактической стоимости. Надо каждый конкретный случай рассматривать: скорее всего, там больше возможностей для выделения субсидий из бюджета. Быть может, у электронных проездных более экономически выгодные тарифы. Опять же, во многих городах остались автоМУПы, а у нас муниципальный транспорт только электрический.
Возможность создания МУПа в Барнауле неоднократно рассматривали. Но посудите сами: чтобы хотя бы один маршрут сделать муниципальным, нужно закупить 20 автобусов. Умножаем на стоимость ЛиАЗа и получаем 160 млн рублей. Где их взять? Старые брать у перевозчиков нет смысла, они завтра сломаются. Начинать надо с нового, но на это нужны федеральные деньги.
В той же Москве на сферу дорожного хозяйства закладывают 1,5 млрд в год, а у нас, наверное, 250 млн рублей и на строительство дорог, и на общественный транспорт.
Проблема шире, чем кажется
– Город надо рассматривать в комплексе, не хвататься за каждую беду отдельно. Пробки в городе? Делаем проезд в общественном транспорте выгодным, люди пересаживаются на него, город становится чище. В Европе общественный транспорт местами вообще бесплатный.
Выход – не в повышении платы за проезд и не в ПАЗиках, а в хороших специалистах и комплексной модели транспортной системы, которая уже показывает свою эффективность во многих российских городах. Все давно изучено, осталось только применить это к нашему пассажиропотоку и внедрить. Но при любых изменениях будут недовольные, поэтому нужен очень сильный кулак и крепкий стол.
А если выдернуть трамвайные пути?
– Избавление от трамваев в угоду автомобилистам ничего городу не даст. Я могу вам прямо сейчас предложить 10 вариантов оптимизации электротранспорта без строительства новых рельсов. Нужно будет только еще немного сетей троллейбусов проложить.
В Екатеринбурге, например, трамвайное предприятие развивается, и даже в плюс выходит. Потому что там люди заинтересованы в развитии.
А в текущих условиях в Барнауле самый выгодный транспорт – это "Газели". Они не возят льготников и не теряют доход на этом, и оформлены как ИП – а значит, экономят на налогах.
Повышения не избежать
В любом случае цены на проезд будут только повышаться, а не падать. В любом городе, какое бы ни было субсидирование. Проезд в Москве стоит 50 рублей, в Германии – 2 евро. У нас город небогатый, и за счет бюджета держать цены не получится. Но и качество услуг должно расти – в этом я абсолютно солидарен с жителями Барнаула. А для этого нужна комплексная транспортная модель.
Проблема с общественным транспортом не решится, пока не будут уволены все сотрудники Комитета по транспорту, которые сейчас, в первую очередь, думают о личной выгоде, а не об общественных интересах. Повышать стоимость проезда для ГАЗелей нет необходимости, доход, пусть и небольшой, даже с учетом всех выплат и налогов, у перевозчиков остается. Но, Комитет лоббирует интересы перевозчиков, которые привыкли получать сверхприбыль от данной деятельности, так как "тесно" связан с данными перевозчиками. Если контролирующие и надзорные органы интересовались деятельностью Комитета, то вопроса о повышении стоимости не возникло бы. Но в этом нужно работать, вникать в проблемы, присекать злоупотребления - никто не будет этого делать. Проще поднять стоимость проезда и переложить некомпетентность в управлении на население. Но проблема в другом: личная заинтересованность прикрывается неэффективным менеджментом и вроде как коррупции нет...