В алтайском арбитраже лежат несколько десятков споров между страховщиками и клиникой. Самые крупные иски — от Территориального фонда обязательного медстрахования
Клиника "Добрый доктор", в которой 8 октября устроили проверку сотрудники ФСБ, с 2015 года судится со страховщиками – как отдельными компаниями, так и с государственным органом, алтайским Территориальным фондом обязательного медстрахования (ТФОМС). В алтайском арбитраже нашлось 25 исков. Наиболее любопытные из них – о взыскании десятков миллионов рублей ТФОМСом. "Толк" ознакомился с материалами нескольких дел.
Аренда оборудования и поездка в Германию
В октябре 2018 года "Добрый доктор" обратился в суд, чтобы оспорить акт проверки ТФОМС, в ходе которого медучреждению предъявили требования о возврате в бюджет 25,5 млн рублей и выплате 10% штрафа (2,55 млн рублей).
Предметом спора стало расходование денег на:
- приобретение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых (ПЖНВЛП), не включенных в федеральные стандарты оказания медицинской помощи, на сумму 318,7 тыс. рублей;
- перечисление средств ОМС в иные медорганизации за оказание услуг без документов, подтверждающих их расходование – три транша на общую сумму 6,67 млн рублей;
- оплату расходов по проведению обучающих семинаров, которые проводил директор клиники, ИП Трофимов А. Б. в отсутствие лицензии, на сумму 2 млн рублей;
- аренду оборудования на сумму 9,9 млн рублей и 3,27 млн рублей;
- капремонт помещений – 2 млн 176 тыс. рублей;
- аренду помещений – 1 млн 185 тыс. рублей;
- более мелкие затраты на приобретение лекарств, оборудования и расходных материалов, модернизацию здания клиники, ремонт стоматологического кабинета, повышение квалификации сотрудника.
Отдельный пункт – оплата расходов по участию в бизнес-поездке директора клиники Александра Трофимова под названием "Медицина Германии: тенденции развития частных медицинских клиник" на сумму 201 тыс. рублей.
ТФОМС решил, что входящие в этот пункт услуги по организации деловых встреч, посещений медучреждений, двухместное размещение в отеле уровнем не ниже 4*, трансфер и обзорные экскурсии по городам Германии, а также праздничный предрождественский ужин никакого отношения к системе ОМС РФ не имеют.
В ходе проведения проверки КДЦ "Добрый доктор" не смог представить подтверждений исследований, проведенных в краевом онкодиспансере, а также компаниях "Сиббиомедцентр" и "Гармония", но парировал в суде, что представленные документы свидетельствуют о подтверждении правовой природы отдельных договоров.
Кроме того, клиника настаивала на том, что решение о применении лекарств в пользу пациента не может рассматриваться как нецелевое использование. Излишне перечисленные денежные средства медучреждение вернуло.
Однако краевой, а затем и томский Седьмой арбитражный суд отказали клинике в оспаривании акта проверки и возврате денег в бюджет.
Загадочные исследования на 10 млн
В феврале 2019 года ТФОМС Алтайского края обратился в краевой арбитражный суд с иском к КДЦ "Добрый доктор" о взыскании целевых средств, использованных не по назначению, – 10,1 млн рублей, а также штрафов и пени на общую сумму 3,8 млн.
Представитель клиники возражал против заявленных требований со ссылкой на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и отмечал, что деньги, поступившие на оплату медицинских услуг, являются собственностью исполнителя. Медучреждение настаивало на проведении экспертизы, но суд отказал, сославшись на исчерпывающую информацию, полученную ТФОМС в ходе проверки.
Предметом спора оказались средства, которые клиника перечислила в компанию "Сиббиомедцентр". Свыше 10 млн рублей ушло на выполнение исследований, не предусмотренных лицензией клиники. Кроме того, ТФОМС отказался возмещать затраты на лекарства, не включенные в перечень жизненно необходимых, и на гигиеническое средство, не зарегистрированное как лекарство.
В июле того же года суд принял решение в пользу истца. "Добрый доктор" обратился в апелляционную инстанцию, а затем в кассационную.
Клиника ссылалась на документальные подтверждения расходования средств ОМС "в соответствии с установленной структурой тарифа". Но оба вышестоящих суда поддержали решение краевого. С клиники также взыскали судебные расходы на сумму свыше 92 тыс. рублей.
Новый иск
В июне 2020 года ТФОМС подал новый иск в арбитраж – о взыскании 30 млн рублей задолженности с КДЦ "Добрый доктор", из них 26,1 млн использованных не по целевому назначению.
В 2015-2020 годах "Добрый доктор" неоднократно взыскивал с разных страховых компаний долги по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
8 октября в клинику нагрянули с проверкой сотрудники ФСБ и ТФОМС. Фонд заподозрил медучреждение "в неправильном поведении", сообщал "Толку" главврач Сергей Богданов. Речь может идти об обвинениях в мошенничестве с компенсациями по полисам ОМС.