Себестоимость перевозки пассажира в электротранспорте в 2020 году выросла на 18%. Тариф, предложенный советом по ценообразованию, не покроет эти расходы
24 сентября 2020 года совет по ценообразованию Барнаула принял решение о повышении платы за проезд в общественном транспорте. И автоперевозчики, и мэрия подчеркивают, что эти деньги пойдут только "на поддержание штанов", а не на повышение качества сервиса. Ситуация на муниципальном предприятии "Горэлектротранс" оказалась не лучше.
Затраты растут, рентабельность падает
Себестоимость перевозки одного пассажира на электротранспорте в 2020 году по сравнению с 2019 годом выросла на 18%. Причина – увеличение затрат на электроэнергию, тепло, ремонт, обслуживание электронной системы оплаты и учета проезда. Ежегодно предприятие увеличивает и зарплату своим сотрудникам на уровень инфляции.
Если прибавить 18% к сумме проезда на трамвае и троллейбусе, получится больше 27 рублей за поездку. Новая цена билета на электротранспорт и автобусы, которую, как ожидается, установят 1 ноября, будет равна 26 рублям.
Автоперевозчики говорят, что им для обновления автопарка нужна стоимость проезда минимум в 35 рублей. И власти это признают. "Горэлектротранс" говорит о чуть меньшей сумме.
"С учетом уровня рентабельности, который может обеспечить не только экономически устойчивую деятельность "Горэлектротранса", но и инвестиции для обновления подвижного состава и создания пассивных основных средств, тариф на пассажироперевозку должен составлять не менее 33 рублей", – заявил начальник предприятия Николай Петряшин.
99% износа
Из года в год "Горэлектротранс" является убыточным предприятием. На балансе организации находятся два трамвайных депо мощностью 250 вагонов и одно троллейбусное депо на 100 единиц. Фактически на ходу 226 трамваев и 60 троллейбусов.
Из них капитальному ремонту или замене подлежат 224 трамвая (99,1%) и 54 троллейбуса (90%). Средний возраст трамвая – 33 года при нормативном сроке эксплуатации 10 лет, троллейбуса – 21 год при норме, как и у автобуса, 7 лет. То есть городской транспорт уже отъездил по три-четыре срока.
По данным мэрии города, новый трамвай стоит около 37 млн рублей, троллейбус – 20,5 млн рублей. Чтобы заменить необходимое количество устаревшего электротранспорта, необходимо более 6 млрд рублей.
Капитальный ремонт дешевле покупки новой техники. Трамвай можно отремонтировать за 6 млн рублей. На восстановление всего парка надо более 1,2 млрд рублей.
Приобретение новых трамваев и троллейбусов ожидается в рамках госпрограммы "Развитие транспортной системы Алтайского края", принятой еще в 2014 году. Средства предприятию смогут выделить в 2023-2024 годах.
При этом общий объем финансирования программы составляет 120 млн рублей, а в 2020-2024 годах планируется выделять по 11-13 млн рублей. Даже если все эти деньги отдавать "Горэлектротрансу", получится только проводить капремонт максимум двух единиц транспорта в год. О покупке новых при этом можно и не мечтать.
Администрация Барнаула планирует участие в льготной лизинговой программе в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Однако в этом году Барнаул не попал в число городов, которым обновят транспорт в рамках указанной программы. В июле 2020 года мэрия подала повторную заявку.
Транспортное обеспечение - обязанность городских властей. Перекладывать бремя приобретения и содержания на жителей - безответственное дело. Впрочем, для Барнаула это ничуть не удивительно...