Глава алтайского профсоюза: как зарплаты убивают культуру на селе

Председатель краевой организации профсоюза работников культуры Лариса Зорина
Председатель краевой организации профсоюза работников культуры Лариса Зорина Фото: Крайсовпроф

Лариса Зорина, председатель краевой организации профсоюза работников культуры, убеждена, что молодежь не поедет в сельский дом культуры работать на 0,5 ставки

Сфера культуры, особенно в сельских районах, всегда финансировалась по остаточному принципу, а погоня за показателями, установленными "майскими" указами президента страны Владимира Путина, только усугубила ситуацию. Так считает председатель краевой организации профсоюза Лариса Зорина. Она рассказала "Толку", как формируются зарплаты культработникам.

Дотянуть до "майских указов"

– Тема заработных плат работников бюджетной сферы сейчас активно обсуждается в СМИ в связи с поручением Путина проверить их соответствие "майским" указам. Как обстоят дела в сфере культуры? 

– По оценкам нашей профсоюзной организации, бюджетники, работающие в организациях сферы культуры, находятся в наиболее невыгодном положении. Дело в том, что основная масса учреждений – муниципальные, соответственно, и система, и уровень оплаты труда устанавливаются местными органами власти.

Согласно "майским" указам президента, зарплата не может быть ниже средней по региону. У нас в крае показатель устанавливается из ориентира на средний показатель по муниципалитету, то есть у каждого – свой. Например, в Баевском районе это 25 тысяч рублей, в соседнем Бурлинском – 21 тысяча, а в Усть-Пристанском – 19 тысяч. 

Выходит, что при одинаковой нагрузке специалисты находятся в неравных финансовых условиях. Еще один немаловажный вопрос – как муниципалитеты достигают этих показателей.

Глава крайсовпрофа: как рисуют зарплату алтайским бюджетникам

Чтобы дотянуть зарплату до показателей "майских" указов, врачам, учителям и работникам сферы культуры приходится работать на нескольких ставках

– И в чем тут хитрость? 

– В стремлении исполнить "майские" указы при недостатке бюджетных средств многие работники домов культуры, библиотек, музеев были переведены с полной ставки на 0,75, 0,5 и даже 0,25, а размер средней зарплаты рассчитывается на полную. Должностной оклад в большинстве случаев не превышает 5-6 тысяч рублей.

Чтобы дотянуть до минимального размера оплаты труда (МРОТ), специалистам выплачивают где-то квартальные, где-то годовые премии, на усмотрение местных властей и исходя из возможностей муниципалитетов. Таким образом, по году вытягивают до средних показателей, а где-то и нет. 

В школах искусств ситуация другая. Чтобы заработать МРОТ, педагогам приходится брать по 1,5-2 ставки и работать с двойной нагрузкой. Причем, повторюсь, в каждом муниципалитете своя система оплаты труда, свои правила. 

На культуру не хватает

– И такая практика в сфере культуры по всей стране? 

– Если смотреть по 131-му федеральному закону, согласно которому фонд оплаты труда работникам культурной сферы формирует муниципалитет, то все находятся в равных условиях. Но есть регионы, где на эти цели идет специальное финансирование, и в этом случае краевые или областные власти могут контролировать расходование бюджетных средств. 

У нас же выделяют дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в том числе в них заложена и зарплата работников сферы культуры. Но так как эти средства, как говорится, не "меченые", то муниципалитет вправе распоряжаться ими на свое усмотрение. И, нужно честно признать, что на культуру в большинстве случаев не хватает. 

В итоге наши талантливые специалисты уезжают в Новосибирскую, Кемеровскую области или другие регионы, где вопросы с оплатой труда решаются более организованно и централизованно. 

Держится на энтузиастах 

– Как долго протянет сельская культура, если не менять ситуацию? 

– Пока есть энтузиасты, готовые вкалывать за копейки. Сегодня районные детские школы искусств держатся на "стажистах", которые уже вышли на пенсию или приближаются к этому рубежу. В сельских библиотеках зачастую работают бывшие педагоги, а в домах культуры сложно найти специалиста с высшим специальным образованием.

Молодежь не поедет в село работать в вечернее время, по праздникам и выходным на 0,5 ставки и зарабатывать при этом не больше МРОТа. К тому же молодым людям нужна инфраструктура, чем зачастую не могут похвалиться наши деревни. 

Министр культуры Алтайского края об итогах 2020-го и поисках плюсов в пандемии

"Сложно найти один эпитет, который охарактеризует этот год", - министр культуры Алтайского края Елена Безрукова об итога 2020-го

– Минкультуры России подготовило программу "Земский работник культуры", согласно которой молодым специалистам планируют выдавать единовременные выплаты в размере 2 млн рублей. Решит ли это, на ваш взгляд, проблему с кадровым голодом на селе?

– Возможно, это повсеместно и кардинально не изменит ситуацию. Молодые, талантливые люди вполне способны найти работу и в городе. Но однозначно программа позволит снизить напряженность.

Ведь даже если молодежь, рассчитывая получить выплаты от государства, приедет работать в село хотя бы на пять-семь лет, то уже привнесет с собой что-то новое, свежее, современное. А кое-кто, возможно, и закрепится там основательно. В любом случае это большой плюс.

В нашей сфере нужно наводить порядок и выстраивать четкую, понятную систему, в том числе и в плане оплаты труда, и в кадровой политике. 

Лента новостей