Еще на этапе котлована стало ясно, что автопаркинг, который планировали построить в правительстве, может ухудшить состояние исторических зданий
Подземный автопаркинг, ставший главным предметом уголовного дела в отношении управделами правительства Алтайского края Андрея Степанова, рисковал разрушить два исторических здания. Еще несостоявшееся строительство стоянки породило уйму обращений в прокуратуру, Госинспекцию, Алтайохранкультуру и другие ведомства. "Толк" уже писал об этой истории. Напоминаем главное.
Какой паркинг хотели построить
Все началось в 2014 году, когда на пересечении пр. Ленина и ул. Пушкина построили концертный зал с примыкающими к нему офисами ряда краевых ведомств. Уже тогда планировалось, что во дворе в будущем появится крытый автопаркинг – подземный этаж на 35 автомобилей и надземный – еще на 30. Его предстояло вместить на участке 12 соток.
Паркинг неминуемо должен был примыкать к двум историческим зданиям – на пр. Ленина, 5, и ул. Ползунова, 34а. Власти даже в 2017 году согласовали предварительно зоны охраны купеческого наследия – так, что оказалось, можно строить "стена к стене".
У здания бывшего особняка купца Федулова на пр. Ленина, 5, охранных зон почти не осталось – красная линия "обвела" его почти по периметру. Дому на ул. Ползунова, 34а, повезло чуть больше – кое-где зона охраны составила 22 метра, но на ряде участков она также примыкала к стене.
В 2018 году определили подрядчика за 80 млн рублей, начали работы – вырыли котлован.
Начали рушиться памятники
Тревогу забили и в филиале федерального Бюро медико-социальной экспертизы, расположенном в здании на пр. Ленина, и собственник дома на Ползунова Владимир Куликов, предприниматель, доктор медицинских наук.
Они совместно писали обращения в прокуратуру, в Госинспекцию, в крайохранкультуру. Но в 2019 году реализацию проекта экстренно остановили: бывший особняк купца Федулова признали аварийным, он начал разрушаться.
"Насколько мне известно, из-за строительства покосилась пристройка к старинному зданию на пр. Ленина, 5, – рассказывал "Толку" Куликов. – У нас пока видимых разрушений здания нет. Но мы уже отмечаем, что разрывается термошов плиты, которая устроена как дворовое покрытие и примыкает к нашему зданию".
Он называл "свинством" строительство паркинга во дворе исторических зданий, где и так все загромождено. При этом он подчеркивал, что проект будущей парковки изначально прошел все согласования.
И только отрицательное заключение госэкспертизы на измененный проект остановило проект.
В Алтайохранкультуре "Толку" рассказывали, что состояние объектов культурного наследия удовлетворительное. У здания бывшего особняка Федулова действительно зафиксировали аварийное состояние некоторых участков стен. Но в ведомстве отметили, что "сведений о причинах возникновения названных дефектов не поступало".
А в Госинспекции Куликову отвечали, что при строительстве гаража таки выявили нарушения градостроительного законодательства и выдавали предписания об их устранении и подрядчику, и застройщику, и техническому заказчику.
В чем обвиняют управделами
Напомним, по версии следствия, еще в 2016 году по инициативе управления делами правительства (тогда его еще возглавлял осужденный предшественник Степанова Алексей Белобородов) разработали проект строительства гаража-стоянки.
Затем "в целях снижения затрат по госконтракту" заказчик и подрядчик решили внести изменения в проектно-сметную документацию, но она не прошла госэкспертизу. При этом исполнитель не получил оплату за уже выполненные на участке работы, а это – около 19 млн рублей, и обратился в Арбитражный суд.
А уже в 2020 году управделами – Андрей Степанов – для исполнения решения суда и чтобы скрыть срыв госконтракта распорядился предоставить подрядчику субсидию за счет бюджетных средств, сообщили в Управлении ФСБ по Алтайскому краю.
12 октября Степанова задержали, а на следующий день Центральный районный суд Барнаула избрал ему меру пресечения в виде заключения под стражу на два месяца.