При этом власти грозят тщательнее изучить вопрос, почему в регионе ежегодно прибавляется по 700 детей-сирот в очередях, из которых лишь десятая часть — реальные жители детдомов
Первые 10 человек из категории "дети-сироты", имеющие право на получение жилья, уже оформили договоры купли-продажи и принесли их в краевое жилищное управление, чтобы использовать новый инструмент – жилищный сертификат. Об этом 21 декабря на пресс-конференции рассказал губернатор Алтайского края Виктор Томенко. А ключи от квартир в этом году получили уже 443 человека.
Жилищные сертификаты в этом году стали применяться в регионе впервые – так власти края решили найти альтернативу предоставлению непосредственно квартиры. Дети-сироты уже взрослые, старше 23 лет – при соблюдении определенных требований могут претендовать не на само жилье, а на сумму, эквивалентную его стоимости. По словам Томенко, заявки подали уже свыше 200 человек, 120 их получили, и именно из их числа первые 10 принесли договоры купли-продажи.
И это дополнительные заявки к тем 443, кому уже выдали ключи по программе, финансируемой из федерального и краевого бюджетов.
Однако эти цифры далеки от реальных потребностей, и тема обеспечения сирот жильем является для края болезненной, признал глава региона.
В 2020 году Алтайский край смог попасть в федеральную программу, по которой в сентябре получил порядка 700 млн рублей на приобретение жилья сиротам.
"На свою голову попали, – прокомментировал Томенко. – Мы, конечно, обрадовались, что деньги выделили, решили – сейчас быстренько купим квартиры, предоставим. Побежали – а нет квартир! Соответствующих требованиям – нет. В долевку по закону войти нельзя, на эскроу-счета положить деньги нельзя, все средства нужно освоить до конца года. Что делать? Пришлось вернуть. А за этим последовали еще и серьезные разбирательства".
А разбирательства между тем были нешуточные – следком возбудил уголовные дела в отношении нескольких чиновников жилищного управления и минстроя по статье о халатности при освоении денег. По данным следствия, в 2020 году экс-глава управления, например, имея в распоряжении бюджетные обязательства на сумму более 1,2 млрд рублей, распорядился проводить закупки только в крупных населенных пунктах края, из-за чего из 757 детей-сирот жилье не получил 401 человек. Освоили всего 49 млн рублей, утверждало следствие.
Однако губернатор подчеркивает: существующий рынок недвижимости не дает возможности покупать больше квартир – даже если бы на это выделили более крупные суммы.
"Чтобы справиться с ситуацией хотя бы в ближайшие 10 лет, нужно ежегодно покупать около 1,3 тысячи квартир. А мы больше 443 никогда и не выдавали", – сказал Томенко.
Поэтому власти и решили ввести инструмент сертификатов – нуждающийся получает определенную сумму, к которой может добавить свои деньги и купить квартиру, какую пожелает. Разумеется, при соблюдении определенных требований.
Сейчас депутаты краевого заксобрания вышли с инициативой к московским коллегам, чтобы можно было на сертификаты тратить и средства федерального бюджета, пока это не предусмотрено.
Но в этом свете возникает другой вопрос, подчеркнул глава региона, который федералы обязательно зададут властям края.
"А как получается, что так много детей-сирот? Что происходит? Ведь только десятая часть очередников – те, кто реально жили в детских домах. Можно предположить, что много случаев злоупотребления. Акцент делается на том, что нужно посмотреть, как работает опека, органы местного самоуправления, как готовятся материалы. Как получается так, что ребенок остается без попечения – а жилье родителей куда-то делось? Почему оно пропадает? Этому будет уделяться внимание", – резюмировал Томенко.