Главная линия "фронта" в стане КПРФ пролегла в вопросе того, как вести себя фракции во время СВО – продолжать идти путем жесткой оппозиции или с учетом обстоятельств не дестабилизировать ситуацию
"Раздвоение" позиции, которую показала фракция КПРФ в краевом парламенте 27 октября по вопросу голосования за бюджет, вскрыла более глубокие проблемы внутри объединения между группами коммунистов разных поколений – в подходах к политической борьбе в условиях СВО.
Напомним, бюджет рассматривался в первом чтении. Коммунист Антон Арцибашев, раскритиковав предлагаемые цифры, сказал, что фракция будет традиционно голосовать против.
Однако в итоге из 23 коммунистов четверо проголосовали за бюджет: Елена Хрусталева, Надежда Дрюпина, Людмила Клюшникова и Павел Митрофанов. А Людмила Мухортова не стала нажимать кнопку. Более того, Хрусталева и Дрюпина публично мотивировали свою мотивацию.
Хрусталева – жестко и с вызовом к коллегам. Их аргументы она назвала невежественными и призвала "перед тем, как пальчиком нажать кнопку "против"", подумать, что этим они лишат помощи жен и детей тех, кто сейчас воюет на фронте. "Пришла пора закончить политические игры", – сказал она. Дрюпина также апеллировала к тому, что в тяжелейших для государства условиях голосовать против – не вариант.
Демарш с открытым забралом
Как рассказали "Толку" источники в АКЗС, бюджет стал лишь триггером, запустившим острую стадию идеологического раскола во фракции, где сформировались две группы – условно опытных партийцев и молодых активистов. Причем первые в большинстве своем представляют округа, то есть победили персонально, а вторые – партию, то есть прошли по спискам (хотя и не все).
Принципиальная разница их подходов связана с тем, как вести себя фракции во время проведения СВО – продолжать идти путем жесткой оппозиции или на фоне внешних факторов не дестабилизировать ситуацию еще больше.
Спор начался еще до сессии, на заседании фракции накануне заседания он приобрел уже выраженные формы. Как рассказала "Толку" Надежда Дрюпина, им сообщили: голосовать против бюджета – установка сверху, и ее нужно выполнять.
Несколько человек, по словам Дрюпиной, "с открытым забралом" выступили против решения, но при этом не против "политики партии".
"Я признаю партийную дисциплину, но тут согласиться не могла по внутреннему убеждению. Ведь политические партии, и Зюганов в том числе (лидер КПРФ), поддержали СВО. Понятно же, что она повлечет колоссальные затраты. А сейчас мы говорим о каком-то бюджете победы – фактически во время военных действий. Сейчас такое тяжелое время для страны! И тем не менее наш краевой документ обеспечивает социальные гарантии, повышение зарплаты, увеличение дорожного фонда. Да, меня тоже беспокоят некоторые вопросы. Например, положение медицины, которая находится в плачевном состоянии. Но я поэтому и призвала коллег не просто голосовать против, а поучаствовать в работе группы по доработке бюджета!" – прокомментировала Дрюпина.
По словам коммунистки, руководители фракции апеллировали в основном к установке ЦК голосовать против: "И даже не объяснили, почему. На чем основана эта установка?"
Кроме того, призналась она, ею двигали и интересы округа, который она представляет, а это Рубцовск:
"Сейчас я добиваюсь ремонта Детского-юношеского центра. Мне пошли навстречу, выделили деньги на ремонт крыши. Но нужно дальше ремонтировать. И вот, представьте, приду я к министру, а он мне скажет: "А нет денег, вы же голосовали против бюджета". Да, исполнительная власть обязана все это делать, но мы же понимаем, что она может и отказать, обосновав свой отказ "от и до".
"Власть нашла к ним ключик"
Антон Арцибашев, который на сессии выражал позицию крайкома и большей части фракции, считает, что аргументация выступивших за бюджет – это ширма.
"Я боюсь, что дело в другом – в определенном влиянии, которому они подверглись со стороны власти. Все эти аргументы по поводу военного времени уместны при рассмотрении федерального бюджета. Но у нас-то таких расходов нет, региональный бюджет не про это", – сказал он "Толку".
Он считает, что слова Хрусталевой – "манипуляции громкими лозунгами, набор, возможно, красивых фраз и не более", потому что она говорила не про бюджет.
По мнению Арцибашева, сейчас, напротив, как раз время, когда должны побеждать определенные взгляды на экономику: "Нужно говорить о новых путях решения. Потому что нельзя идти по тем же рельсам, по каким раньше ехали".
"Нужно, наоборот, вкладываться в здравоохранение, человеческий капитал. Но нет же, мы видим в региональном бюджете рост расходов на чиновников, а социальные отрасли страдают. При чем тут спецоперация?"
Он еще раз отметил, что в данном случае просто "к оппозиционным депутатам смогла найти ключики противоборствующая сторона".
"Как меня можно купить?!"
Но эти подозрения крайне возмущают коммунистов, ставших "отщепенцами".
"Это такая глупость, что я в своем возрасте могу поддаться на какие-то уговоры, что мне могут что-то пообещать. Что мне могут пообещать?! Как меня можно уговорить и купить? Это мое самостоятельное убежденное решение. И у других также", – говорит Надежда Дрюпина.
Она считает, что это политические игры, и ее коллеги не перестроились:
"Да, мы оппозиция. Я против коррупции, разворовывания страны. Но в данный момент мы не должны подтачивать ее изнутри. Они думали, что мы можем, как раньше, – голосовать против, чтобы добиваться повышения расходов для улучшения жизни людей. Но не сегодня это нужно делать. Это вопрос приоритетов".
"Эти Арцибашевы и Ткачевы"
По данным "Толка", вечером перед сессией – после заседания фракции – "демаршистам" звонила лидер крайкома КПРФ Мария Прусакова с требованием голосовать против и предупреждением о возможных последствиях. Надежда Дрюпина частично подтвердила информацию, сказав, что звонки от Прусаковой были Хрусталевой и Митрофанову.
Хрусталева "Толку" сообщила, что ждет возможных последствий после возвращения лидера алтайских коммунистов из Москвы и готова выслушать ее точку зрения.
По словам Дрюпиной, ей тоже угрожали исключением из партии:
"Меня оскорбляют нападки некоторых товарищей. Конечно, не всех. Есть там группа – эти Арцибашевы, Ткачевы, которые начали грозить исключением из партии. Я сказала, что готова принять такое наказание, но только после них – когда их исключат за их просчеты".
Тем не менее, по данным "Толка", Хрусталевой действительно грозит исключение из партии. По остальным пока точно не ясно, но минимум выговор они заработают.
Напомним, что в прошлом созыве фракцию КПРФ, в тот раз куда менее многочисленную, также сотрясали скандалы. После попытки сместить с поста лидера фракции Марию Прусакову сразу несколько депутатов исключили из партии, а объединение перестало существовать как единое с точки зрения голосования и согласованности позиций.
В ночь после выборов в АКЗС, где КПРФ получила триумфальный результат, Мария Прусакова сказала: "Учтя опыт предыдущего созыва, мы сформируем фракцию людей, для которых партия не пустой звук, а дело жизни".
Повторный бунт
Добавим, что этот бунт не первый со стороны и Елена Хрусталевой. Она однажды уже шла открыто против позиции фракции, когда поддержала введение QR-кодов. Тогда над ней также нависала угроза наказания, но в тот раз сразу после демарша она в здании АКЗС сломала ногу и надолго выбыла из работы фракции.
Более того, "Банкфакс" в 2021 году сообщал о возможном конфликте Людмилы Клюшниковой и Надежды Дрюпиной с руководством объединения – якобы они слишком инициативы, активны и не всегда в унисон с линией фракции. Но Клюшникова в тот раз в интервью "Толку" прямо опровергла эту информацию, назвав ее бредом. Она сказала, что не было "ни малейшего разговора, даже мысли такой" ни у нее, ни у Дрюпиной.
Последний инцидент уже заставил говорить о том, что "бунтари" в случае их наказания могут перейти в другие фракции, и об этом якобы уже ведутся предварительные переговоры.