Левые силы алтайского парламента подозревают правительство региона в желании отдать ликвидное имущество в руки "очередным олигархам"
Фракция "Коммунисты России" Алтайского краевого заксобрания (АКЗС) предлагает вернуть депутатам право утверждать прогнозный план приватизации и условия приватизации имущества региона. С такой инициативой объединение обратилось в правовой комитет парламента, сообщил лидер фракции Сергей Матасов на странице во "ВКонтакте".
Комроссы считают, что без этого "крупный капитал в сговоре с чиновниками" сможет "под шумок" вывести из краевого фонда доходные предприятия", как это уже происходило раньше, когда "буржуазные силы" прибрали к рукам несколько активов.
То ли вправе, то ли нет
По мнению комроссов, раньше депутаты АКЗС имели право влиять на процессы приватизации. Но после изменений, внесенных по инициативе экс-губернатора Александра Карлина, такую возможность утратили.
"Коммунисты России" утверждают, что заксобрание "не имеет полномочий принять решение о приватизации или запрете последней".
Между тем нужно иметь в виду, что в 2019 году одним из первых политических решений Виктора Томенко, тогда – недавно избранного губернатора края, стало возвращенное депутатам право давать обязательные заключения на изменения в прогнозном плане приватизации. Проще говоря, правительство больше не может распорядиться имуществом в обход АКЗС.
Депутаты уже не раз вмешивались в процессы приватизации. Например, когда правительство впервые предложило выставить на продажу предприятие по производству детской "молочки" "Модест", депутаты серьезно возмутились. Решение о приватизации завода в итоге приняли после согласования условий – сохранения профиля, персонала и прочих.
"В чей гроб гвоздь?"
В последний месяц тема приватизации вновь набрала остроту. Это связано с тем, что недавно правительство края предложило внести в план дополнения, в том числе преобразовать 11 унитарных предприятий в АО, среди них – Колыванский камнерезный завод, гостиницы в Барнауле и Славгороде, шесть ДСУ, а также продать акции двух предприятий.
Именно эти намерения властей вызвали резкую реакцию комроссов, которые истолковали преобразование предприятий в АО как передачу "полностью или частично в частные руки", а также выступили против продажи части акций компаний "Полиметалл" (5%) и "Бийское" (25%).
По мнению "Коммунистов России", "это напоминает процессы, которые происходили в России в 1990-х, когда либеральная власть, вооружившись силами ОПГ, рэкетировала как частные, так и государственные предприятия". Депутаты припомнили слова Анатолия Чубайса о том, что "каждый проданный завод – это гвоздь в крышку гроба коммунизма".
"Так чей гроб власти заколачивают сейчас?" – громко заявили "Коммунисты России".
Единороссы: "Мы рискуем"
Между тем ранее, но в куда более спокойном тоне о необходимости еще раз обсудить поправки в план приватизации высказались и единороссы. Они, например, призвали правительство не торопиться с преобразованием ДСУ в акционерные общества.
"Сегодня это эффективные предприятия, которые приносят немалую прибыль в бюджет региона. Запуская процесс изменения, мы рискуем реализацией национальных проектов, исполнением обязательств. Нужно это подробнее обсудить с профильными специалистами", – говорил спикер АКЗС Александр Романенко.
У депутатов от партии власти есть сомнения и по предложениям относительно Колыванского камнерезного завода, а также по продаже акций предприятия растениеводства и животноводства.
Вопросы по аэропорту
Между тем это не единственный вопрос к процессу приватизации со стороны депутатов.
Недавно избранник от КПРФ Антон Арцибашев попросил Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру проверить законность приватизации "Авиапредприятия "Алтай". Сейчас, напомним, приближаются к завершению процессы, по итогам которых – через допэмиссию ценных бумаг – 75% минус одна акция станут принадлежать компании "Новапорт", намеренной инвестировать в развитие барнаульского аэропорта.
Однако Арцибашев настаивает, что по закону даже в результате дополнительной эмиссии акций доля государства не может опускаться менее 50% плюс одна акция. Он полагает, что власти "все же хотят отдать аэропорт под контроль очередного олигарха".