По «камню в огород» получили ЕГЭ, ковид, школьные обеды и охранники
1 сентября родители традиционно повели своих детей в школы. Праздничную линейку власти решили провести только для первых, девятых и 11-ых классов. Однако учебный год у всех все равно начинается очно. За школьную парту вернутся или сядут впервые в том числе и дети алтайских депутатов. «Политсибру» спросил у народных избранников, какие проблемы они видят в современной школе, и не боятся ли пускать туда своих чад во времена ковида.
Тревожно, но можно
Несмотря на непростую ситуацию с коронавирусом в крае, дети все-таки пошли учиться в школы очно. Родители в основном это приветствуют, так как считают, что обучение за партой лучше уроков за компьютером.
Депутат Алтайского краевого Законодательного Собрания (АКЗС) Мария Прусакова говорит, что сейчас коронавирусом можно заразиться где угодно, поэтому занятия школах отменять не стоит. Своего ребенка Прусакова отпускает спокойно.
Сделала это и председатель комитета АКЗС по социальной политике Татьяна Ильюченко. Ее внук в этом году пошел в первый класс. По словам депутата, ребенок знает обо всех ковидных ограничениях, всему этому его научили в детском саду.
«То, что все начнут учиться очно, это, конечно, хорошо. Я не представляю, как в первый класс можно заочно пойти. Прошлый год все тоже учились очно. Однако все равно тревожно», – поделилась Ильюченко.
По мнению депутата, опасность для детей в любом случае есть всегда. Если же ситуация с ковидом станет совсем критичной, школьников можно будет увести на дистант. Но, признается, Ильюченко, делать «это бы никому не хотелось».
Ее коллега по АКЗС, зампред комитета по здравоохранению и науке Николай Якушев тоже не сторонник «удаленки». Но в то же время, если уже совсем «прижмет», то у школ есть все для оперативного перехода на дистант. Чтобы этого избежать, нужно продолжать соблюдать все антиковидные меры, а также прививать учителей.
«Я как преподаватель медицинского университета сам вакцинировался и считаю, что если ты работаешь в системе, где много людей, особенно ребятишек, нужно привиться, чтобы не быть угрозой безопасности здоровья окружающих. Если не хочешь ставить прививку – сиди на «удаленке», – считает депутат.
Такого же мнения по ковидным ограничениям придерживается и замглавы администрации Барнаула Юрий Еремеев, который 1 сентября повел своего ребенка в первый класс. Он понадеялся, что дистанта в этом году в городе не будет и отметил, что «только в очном формате возможно полноценное обучение и воспитание».
«Школа – поставщик услуг»
Но не только ковид заботит депутатов-родителей. Мария Прусакова, например, все больше переживает о том, что школа сейчас все больше занимается предоставлением образовательные услуги, а не воспитанием детей. Главная задача «второго дома» – формировать личность ребенка, прививать правильную систему ценностей.
«Так было в советской школе. Но сегодня уже нет. Что сказывается и на авторитете учителя», – уверена Прусакова.
В этом вопросе с ней согласен и депутат АКЗС Александр Молотов. Он тоже упрекает школу в том, что она забыла о своей «высокой миссии».
«Мой сын смотрит видео в «Тиктоке» и потом спрашивает: «Правда ли, что учитель не может меня выгонять?». К сожалению, сейчас педагоги загнаны в стандарты, рамки. А потом ко мне на юрфаке приходят студенты, которые не умеют мыслить и разговаривать. Я у них спрашиваю, чем они в школе занимались, а они говорят: решали тесты, готовились к ОГЭ и ЕГЭ. Школа не учит мыслить», – объясняет Молотов.
Он выступает против ЕГЭ и ОГЭ (как, впрочем, и Прусакова), считая, что тестовая форма экзаменов только портит их.
«Студенты говорят: давайте пройдем экзамен тестом. А как они будет определять, кто победил в судебном процессе, когда станут адвокатами и прокурорами? Тоже тестами?» – удивляется он.
Депутаты в один голос говорят и о том, что нужно повышать (и существенно) зарплату учителя. Это позволит педагогу быть авторитетнее в глазах школьников.
Безопасность
После теракта в Казани в конце прошлого учебного года (а именно 11 мая) по всей стране на первый план вышла проблема безопасности в школах. Власти Алтайского края заявили о повышении мер защиты: 307 школ края к сентябрю должны были получить специальное оборудование для досмотра заходящих в здание людей, в частности металлодетекторы. Но этого, кажется, было недостаточно. По данным барнаульской полиции, половина школ краевой столицы не имеют полноценной защиты от террористов: в 41 из 87 учебных заведений не работают охранные предприятия.
Депутат Барнаульской гордумы Дмитрий Ворсин считает, что безопасность в школах должно обеспечивать государство. То есть не частные охранники, а Росгвардия.
«Ну поменять дедушку из школы на дедушку из ЧОПа. Платили ему 15 тысяч, будут 30. Но станет ли от этого безопаснее? Эту работу должен выполнять подготовленный человек», – говорит Ворсин.
А Николай Якушев обращает внимание еще на один аспект: возможности городских и сельских школ. В школе, где учится его ребенок, все хорошо: есть видеонаблюдение и турникеты, родители получают уведомления, когда их чадо зашло в школу и вышло из нее. Там есть частная охрана, и в учебное заведение никого лишнего не пускают. Но это городская школа.
«А теперь представьте, как в селе. Например, в Красногорском районе. Им очень тяжело привлечь частную охрану, плюс турникеты – это дополнительные деньги, которые еще надо где-то найти», – говорит народный избранник.
Дело вкуса
Другой актуальный и обсуждаемый «школьный» вопрос последних лет в Алтайском крае – питание. Кто-то недоволен его качеством, кто-то заявляет, что еда хорошая. Тем более ее подают бесплатно – чего тут возмущаться? Такой позиции придерживается Александр Молотов. Он говорит, что у сына-второклассника претензий к школьным обедам никогда не было. Если кому-то не нравится такая еда, то это вопрос не качества, а вкуса.
«У нас люди жалуются, что за бесплатно их невкусно кормят. Ну пожалуйста, за деньги ешьте вкусно, кто вам мешает? Но хотелось бы лучшего и большего. Из средств, выделяемых на питание, можно только кашу из топора сварить. Поэтому я благодарен поварам и комбинатам, которые на эти деньги умудряются кормить детей достаточно вкусно и сытно», – говорит депутат.
А вот тут с Молотовым бы поспорил Дмитрий Ворсин.
«Ребенок приходит и говорит: нам давали холодный завтрак. Вы будете есть кашу холодную? Не будете. А ребенок и тем более не станет», – говорит депутат.
Да и хороша ли ложка к обеду, задается вопросом Дмитрий Ворсин. Ведь трапезничают школьники после первого урока, когда они еще не успели проголодаться после завтрака дома.
Такая проблема, считает Ворсин, есть и у первой, и второй смены. Дети с неохотой едят в самом начале своего учебного дня, зато потом ходят голодные. Депутат считает, что разумнее всего кормить молодое поколение не в начале, а в середине дня.
«Бедные дети»
В следующем (то есть в 2022 году) учебном году все школы Алтайского края окончательно перейдут на пятидневную рабочую неделю. При этом часть школ отменят занятия в общепризнанный выходной уже в этом году.
Это нововведение депутаты встречают на «ура». Александр Молотов радуется, что ему не придется вставать рано утром в выходной и отвозить ребенка на учебу. Как говорится, одной проблемой меньше.
«Когда ребенок учится по субботам, он всю неделю либо делает уроки, либо находится в школе. Так быть не должно, нужно давать детям отдыхать. Единственное – надо построить учебный процесс так, чтобы количество уроков было разумным. И так предметов много, они тащат рюкзак, который не поднять. Бедные дети», – тоже сочувствует «цветам жизни» Дмитрий Ворсин.
В мечтах всех опрошенных народных избранников еще и отмена второй смены. Однако это – вопрос будущего.
P.S.
Кроме вышеупомянутых депутатов, детей на линейки повели начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Александр Евстигнеев, директор барнаульского зоопарка Серей Писарев и другие чиновники и политики.
А вот губернатор Алтайского края Виктор Томенко в День знаний посетил торжественную линейку в Налобихинской школе имени Алексея Скурлатова. Он выступил перед родителями, учениками и педагогами и поздравил их с праздником.