На заседании правительства 9 декабря Иван Гилев столкнулся с разгромной критикой
Заседание правительства Алтайского края 9 декабря, похоже, запомнится главе минстроя региона Ивану Гилеву надолго. Его работу нередко критикуют. Но негодование, которое на этот раз высказал губернатор Виктор Томенко вместе с другими министрами и представителем федеральной власти, было весьма тяжелым. А причиной этого стали проблемы в сфере обращения с отходами, как затяжные, так и свежие.
«Не шмогла я, не шмогла»
Основной удар на Гилева пришелся в связи с проблемой, возникшей в Славгородской и Алейской мусорной зонах.
Край поделен на семь территорий, которые обслуживают компании-регоператоры по обращению с отходами. В двух вышеназванных зонах работает фирма «Экостар». Точнее, «работает». Или «работала». На нее в декабре 2021 года (а оператором она стала только в августе 2021-го) начали поступать жалобы.
По словам Ивана Гилева, на 1 декабря в Алейске фактически прекратился вывоз мусора. Затем то же самое произошло в Романово и Усть-Пристани. Дошло до того, что минстрой края собрался расторгать с регоператором договор.
Рассказ о проблеме Гилев вынес как бы за скобки своего выступления, начав его уже после обязательного «доклад окончен, готов ответить на вопросы».
По словам министра, главам городов и районов в проблемных зонах пришлось заключить муниципальные контракты на вывоз мусора за счет средств бюджета. Кстати, потенциальные желающие занять место провального оператора уже есть, а заключить соглашение на срок до года можно даже без конкурсного отбора.
Но как только министр начал рассказывать о том, что происходит уже в Славгородской зоне, его остановил глава региона.
«Что вы так скачете галопом по Европам? Вы сказали как будто убегаете от вопросов – сейчас про следующее расскажу. Вы дайте оценку министерства. Он (регоператор – прим. ред.) работал – и не справился. Не справился в больших населенных пунктах, устроил там мусорную катастрофу – надо же дать оценку. Что с ним случилось-то? Живот заболел? Что произошло? Как такие компании попадают туда, где они могут получить государственные контракты?» – засыпал градом вопросов о причинах мусорного провала губернатор.
По мнению Гилева, регоператор не справился из-за того, что не организовал работу и совершил «управленческие ошибки». Работать на своих территориях он больше не способен. И комиссия его, скорее всего, лишит статуса регоператора в Алейской зоне. Затем ему будут подбирать замену, а предоставленная им банковская гарантия в 13 млн рублей отойдет в доход края. Также «Экостар» придется возместить расходы муниципалитетов: их взыщут в судебном порядке.
Впрочем, этого губернатору показалось слишком мало для такой «наглости».
«Я вас прошу и даже требую, чтобы на этом примере вы продемонстрировали всю решимость и всю ответственность органов государственной власти по защите интересов жителей края. Не просто: ой, извините, я пошутил, я пошел, ну там может быть что-то отвалится от банковской гарантии, может, достанется по суду. Может нет. Полный комплекс реагирования», – дал министру даже не напутствие, а приказ глава региона.
Томенко потребовал у Гилева, чтобы тот «поднял» всю возможную ответственность регоператора за провал, вплоть до уголовной. Губернатор назвал работу в сфере обращения непростой, сравнив ее с деятельностью правительства. Прекращение функционирования краевой власти даже на пять дней, по мнению главы региона, просто приведет к революции. А регоператору прощать мусорный коллапс нельзя ни в коему случае: если не будет реагирования, то каждая компания позволит себе действовать подобным образом и свободно покидать свою зону ответственности. И именно Гилев должен возглавить работу по привлечению регоператора к ответственности.
Министр ответил: от Славгородской зоны «Экостар», если возникнут предпосылки, также отлучат. Что губернатор явно поддержал.
«Расставайтесь с такими регоператорами без лишних раздумий. Я правильно понимаю, что там везде работают субподрядчики? У него хоть свои силы-то какие-то есть? Свой персонал, своя техника?(…) Взяли какую-нибудь «прокладку» с ручкой и стулом, и-то, может быть, стул арендованный и работают. И в ус не дуют», – наглядно описал распространенную бизнес-схему глава региона.
Подсыпал соли на рану докладу Гилева и главный федеральный инспектор Юрий Земский. Он заявил: в выступлении министра все было великолепно, но ровно до того, как тот заговорил о ситуации с регоператором. Проблемы в Алейской зоне появились практически с началом работы «Экостара». И их Земский и Гилев уже обсуждали при участии мэра Алейска Ивана Маскаева.
Министр отрицать «тычки» инспектора не стал, однако отметил, что нарекания к работе «Экостар» могут быть применены и к другим оператором, а до 1 декабря существенных вопросов к компании не было. Кроме того, сейчас мусор в районе уже вывозится, а система обращения с отходами вроде как функционирует. Впрочем, как успешно функционирует – «вопрос второй», по словам Гилева.
Баков много не бывает
Второй проблемой, отвечать за которую пришлось министру, стало приобретение мусорных контейнеров и организации контейнерных площадок. Иван Гилев обратился к губернатору с просьбой продолжить выделение финансирования на приобретение новых баков для муниципалитетов. Которых краю нужно более 27 тысяч на 15 тысячах контейнерных площадок. Впрочем, сами места для размещения контейнеров обустраивают местные власти.
«Потребность в этом есть, и эту работу надо продолжать, желательно, при поддержке краевого бюджета», – заявил Гилев.
Сейчас в крае создано 7,3 тысячи контейнерных площадок. То есть нужно еще в два раза больше. Обойдется их приобретение примерно в 350 млн рублей. Деньги из краевого бюджета идут на контейнеры, чтобы стимулировать муниципалитеты к самостоятельной организации площадок (и расходы на них можно оптимизировать).
Однако вопрос этот не требует решения «здесь и сейчас»: контейнер постепенно распределяются по краю, во все более отдаленные села, и потребность в них понемногу оказывается размазанной во времени.
Вопросы к контейнерам возникли у министра финансов Данила Ситникова. Он поинтересовался, почему же их должен покупать край, и кто становится их итоговым владельцем. Ведь их покупка должна закладываться в тариф регоператора. Да и количество покупаемых контейнеров Ситников, похоже, счел избыточным.
По словам Гилева, включить цену баков в ограниченном виде в стоимость работы операторов хоть и можно, но не нужно. Потому как тогда оператор станет их владельцем. И если его по какой-то причине придется менять, как в Алейской зоне, то и контейнеры уедут с ним.
Но выступавший позднее директор «Экосоюза» (регоператор барнаульской зоны) Андрей Кулагин привел весомый аргумент в пользу того, что баки все же должна покупать отвечающая за обращение с ТКО компания. 2 декабря вышло постановление правительства РФ, согласно которому при лишении регоператора этого статуса, все контейнеры, купленные за счет вложения их стоимости в тариф, остаются у администрации. Кстати, и сам «Экосоюз» приобретал баки именно таким образом.
Спикер алтайского парламента Александр Романенко прошелся по бессистемности подхода минстроя к контейнерному вопросу. В особенности по озвученному Гилевым тезису о том, что хозяйственный глава сельсовета сможет сам без помощи со стороны края организовать контейнерную площадку: найти бетонную плиту (баки не могут стоять просто на земле) и поставить забор.
«Поражаюсь, честное слово! Плиту, забор... Как будто живем в дремучем лесу. Давайте делать все, как положено. Напишите какую-то программу, мы все ее пообсуждаем, определимся. Надо же эстетику наводить, надо ж культурно жить-то начинать(…) Давайте эти вещи вводить в систему», – предложил политик.
А Юрий Земский еще раз упрекнул Гилева в том, что тот плохо владеет контейнерной темой. Министр, по мнению Земского, не работает с главами муниципальных образований, и потому не обладает достаточно точной информацией. Хотя, нужно отметить, размер потребности в контейнерах министр все же называл.
Подводя итоги услышанного и от главы минстроя, и от других докладчиков (а помимо Гилева и Кулагина, выступал на заседании еще и новоиспеченный глава минприроды края Андрей Стрелковский) Виктор Томенко отметил, что ожидал от обсуждения совсем другого.
Вместо реализации закона «Об отходах производства и потребления» всю повестку заседания украла отдельная тема обращения с ТКО. Не понравилось главе региона и отсутствие представителей связанных с экологией федеральных ведомств: Росприроднадзора и Россельхознадзора. Но главной проблемой стало то, что на заседании так и не было озвучен план действий, которые должно предпринимать краевое правительство, чтобы улучшить мусорную ситуацию в крае, а также отсутствие в докладах ясности о том, что же происходит в этой сфере.