Состоянием «старого моста» в Барнауле озабочены, помимо жителей Алтайского края, как минимум две федеральные структуры: Росимущество и РЖД. В предыдущие годы мэрия обновляла, в основном, только асфальтовое покрытие. Сейчас капитального ремонта давно требуют сами конструкции. Но решать накопленные годами проблемы экстренно придётся уже не барнаульским чиновникам, а федеральному ведомству.
Движение — ограничить
Как стало известно «ПОЛИТСИБРУ», 17 апреля 2018 года ГИБДД по Барнаулу выпустила предписание (копия есть в распоряжении редакции), по которому движение по «старому мосту» через Обь нужно ограничить. Причина — «многочисленные дефекты покрытия проезжей части, размеры которых превышают условия по обеспечению безопасности дорожного движения». Обозначен в документе и срок, в течение которого нужно ограничить движение по мосту — 30 дней.
Какие же недостатки и нарушения выявила проверка на «старом мосту»?
Акт обследования моста (есть у «ПОЛИТСИБРУ») содержит список нарушений. Так, сообщается, что на всём протяжении автомобильного моста есть много выбоин, превышающих предельно допустимые значения. Глубина некоторых из выбоин, отдельно уточнил редакции специалист по дорожному покрытию, доходит до 20 см — это около половины высоты колеса легкового автомобиля.
Несущие в плохом состоянии
Кроме того, сообщается в акте, в неудовлетворительном состоянии находятся несущие конструкции мостового перехода. Износ бортового камня (который отделяет проезжую часть от пешеходной — прим. ред.) на мосту составляет 90%. Деформационные швы (пространства, предусмотренные на случай деформации конструкции под влиянием холода или жары — прим. ред.) частично разрушены.
В документе отдельно указано, что эти недостатки являются нарушением требований ГОСТа к состоянию мостов и не позволяют обеспечить безопасность дорожного движения.
ГУ МВД по Алтайскому краю подтвердило подлинность этого предписания. В главке также сообщили, что движение по «старому мосту» действительно должно быть ограничено.
— Предписание вынесено в связи с необходимостью ремонта дорожного покрытия моста. При организации ремонтных работ будет ограничено движение транспорта в зависимости от выполняемых работ. Как правило, это частичное ограничение движения, например, в одну из сторон.
Отметим, из комментария ГУ МВД не следует, что мост в этом случае не будет закрыт полностью.
Угроза жизни
«Старый мост», помимо проезжей части для автомобилей, включает в себя и железнодорожные пути. И, как стало известно «ПОЛИТСИБРУ», состоянием объекта обеспокоены и в РЖД. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал о крайне высокой степени износа элементов моста, выявленных железнодорожниками.
В частности, разрушаются несущие конструкции, и эта проблема при отсутствии ремонта только усугубляется. Эти и другие дефекты, считают в РЖД, при дальнейшем их развитии создают угрозу жизни и здоровья тех, кто передвигается по «старому мосту».
«ПОЛИТСИБРУ» запросил официальный комментарий у «Западно-Сибирской железной дороги» с просьбой подтвердить опасения компании. На момент публикации ответ не поступил.
Чей мост?
«Старый мост» через суд по иску прежнего владельца — мэрии Барнаула — передали на баланс Росимущества — федеральной структуры. Ведомство же в свою очередь считает, что объект должен быть на балансе Росавтодора — иск об этом в арбитражный суд уже подан.
В то же время, ремонта или закрытия мост требует уже сейчас. Что будет с ним в ближайшее время? Проводилась ли уже оценка того, какую сумму необходимо вложить в ремонт? И какова позиция нового собственника моста по вопросу, кто должен заниматься объектом? Редакция направила официальный запрос в Росимущество.
Передали без ремонта
В СМИ называлась сумма в 1 млрд рублей, которая необходима на капитальный ремонт «старого моста». Но, как пояснил «ПОЛИТСИБРУ» высокопоставленный чиновник из сферы дорожного хозяйства Алтайского края, может потребоваться меньшая сумма. А именно: около 150 млн на текущий ремонт и около 500 млн на капитальный.
Но платить придётся уже одной из федеральных структур, а не администрации Барнаула.
Очевидно, что состояние моста ухудшилось не в последние годы: в 2013 году, когда он был ещё на балансе мэрии Барнаула, его уже закрывали из-за разрушений. Перекрывали движение по нему из-за ремонта покрытия и в 2015 году.
Таким образом, на федеральный уровень барнаульские чиновники передали его уже требующим капитального ремонта, которого не было долгое время.
Ощутимые последствия
Отметим, что большая часть общественного транспорта, связывающего Барнаул с соседним Новоалтайском, ходит именно по «старому мосту». Каждый день по нему проезжают более 17 тысяч автомобилей.
Если мост закроют или он выйдет из строя, то весь поток вынужден будет заезжать в город по новому мосту и ехать только через центр города. Нагрузка на дороги, таким образом, а также плотность потока существенно вырастут.
Но куда более ощутимые последствия могут наступить, если по «старому мосту» не смогут двигаться железнодорожные составы. Это может случиться в случае его обрушения. Именно по мосту проходит единственная ветка через Обь, а значит, это направление может пострадать, чем и обеспокоено РЖД.