Алтайский край стремится попасть в новую программу развития туризма в России, чтобы получить федеральное финансирование на дороги и другую инфраструктуру. Но в Ростуризме чиновникам региона напомнили, что пока не реализованы около 30 объектов из прошлой программы. «Политсибру» разбирался, не закроют ли нереализованные «Золотые ворота» путь Алтайскому краю к участию в новой федеральной программе.
Ростуризм упрекнул правительство Алтайского края за невыполнение обязательств по строительству объектов по программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в России на 2011-2018 годы». По словам замруководителя ведомства Николая Королёва, в регионе до сих пор не введены 16 объектов туркластера «Белокуриха», 8 объектов — кластера «Барнаул – горнозаводской город», также не готовы 4 проекта бийских «Золотых ворот».
Начальник управления по туризму Юрий Захаров на заседании рабочей группы по подготовке «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2019-2025 годы» 10 мая заявил, что Алтайский край успеет завершить все объекты до конца 2018 года. Николай Королёв спросил, началось ли строительство туркластера «Золотые ворота», который чиновник посетил два месяца назад. Захаров заверил Королёва, что процесс пошёл.
Прошлое и будущее
Напомним, что к 2018 году на въезде в Бийск на 50 гектарах земли должны были появиться автосервисы, гостиницы, кафе и рестораны, скверы, торговые комплексы и другие объекты. В проект вложено 261 млн рублей из федерального бюджета, 44,7 млн рублей из бюджетов края и города, а также 131 млн рублей частных средств.
Пока же ни один объект «Золотых ворот» не работает, а сама площадка на въезде в Бийск представляет собой скорее пустырь. Сдвинуть с мёртвой точки объект не удалось за шесть лет. Есть ли перспективы, что «Золотые ворота» всё же распахнутся?
В мэрии Бийска сообщают, что все необходимые коммуникации — газ, вода, канализация, электричество — к «Золотым воротам» подведены. Это значит, что площадка полностью готова к приходу инвесторов, говорил глава Бийска Александр Студеникин.
Как заявляют в мэрии Бийска, общий объём частных вложений, которых ждут «Золотые ворота», составляет около 1,2 млрд рублей. И это только начало, уверял в марте 2018 года министр экономического развития Алтайского края Николай Чиняков.
Странные отчёты
Пока вокруг «Золотых ворот» сложилось довольно противоречивая информационная картина. «Политсибру» ранее сообщал, власти Алтайского края уже отчитались о готовности автотуристического кластера. 31 января 2017 года Правительство РФ выпустило постановление, в котором вносились изменения в ФЦП развития внутреннего и въездного туризма на 2011-2018 годы. В документе парадоксально сообщается, что в автотуристическом кластере «Золотые ворота» уже создано 528 дополнительных рабочих мест. Более того, сообщается в документе, благодаря ему, турпоток в Алтайский край увеличился на 32,8 тысяч человек в год.
Каким образом могло быть создано такое количество рабочих мест в туркластере, где не работает ни одно предприятие? И какими благами пользовались более 30 тысяч человек?
Возможно, дело в том, что власти Бийска заявляли об отнесении к «Золотым воротам» объектов, имеющих мало отношения и к туризму, и к территории кластера.
Так, сообщалось, что в рамках реализации проекта был построен торгово-развлекательный комплекс «Воскресенье» стоимостью в 410 млн рублей. Но он находится в центре Бийска за несколько километров от «Золотых ворот». И введён комплекс был ещё в 2014 году. Сейчас, кстати, этой информации на сайте мэрии Бийска уже нет.
Зато другой объект «Золотых ворот» пока числится в туркластере — автоцентр «Ниссан» на 125 млн рублей. Хотя он и был построен в 2014 году, а в 2017 и вовсе закрылся из-за неприбыльности.
Туманные перспективы
Как бы то ни было, по состоянию на май 2018 года дело действительно сдвинулось с мёртвой точки. Как убедился «Политсибру», на огороженном участке, где ещё в 2016 году появился фундамент, установили металлоконструкции комплекса «Горная страна» с объёмом инвестиций около 30 млн рублей. Возведение его было заморожено в 2017 году. Официально — из-за финансовых трудностей инвестора.
Но, скорее всего, трудности предпринимателя оказались не единственной причиной задержки в реализации проекта. Собеседник «Политсибру» из бизнес-сферы Бийска, который также рассматривал возможность стать резидентом «Золотых ворот» говорит, что сам по себе туркластер вряд ли получит обещанный размах. Кафе, автосервис или мойка на въезде в город ещё может получить поток клиентов. «Но разве могут найтись сотни людей, желающих остановиться на трассе перед городом?» — задаётся риторическим вопросом бизнесмен?
Тем не менее, помимо «Горной страны», ещё три инвестора «Золотых ворот» сейчас на подготовительной стадии реализации проекта, рассказал «Политсибру» источник, знакомый с ситуацией вокруг бийского туркластера. При этом один из резидентов — иностранная компания, которая пока не может приступить к работам из-за санкций, заявляет источник.
Таким образом, туркластер «Золотые ворота» хоть и является проектом с шестилетней историей, но пока всё его развитие — только в планах. Срок же стоял на 2018 год. Как заявил замруководителя Ростуризма Николай Королёв, нереализованные объекты могут снизить шансы региона на попадание в новую федеральную программу.
«Политсибру» проанализирует ситуацию с объектами других туркластеров из программы 2011-2018 годов, чтобы понять, почему образовалось отставание от графика.
Фото — Бийское телевидение