24 ноября краевое Законодательное собрание в первом чтении рассмотрит проект бюджета на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов. Один из бюджетных показателей объем государственного долга. Сегодня у Алтайского края один из самых низких в России госдолг, к заимствованиям краевые власти относятся очень осторожно. Заведующая кафедрой «Финансы и кредит» Барнаульского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук Татьяна Пирогова считает, что поскольку показатели долговой нагрузки в нашем регионе далеки от критических, возможность для совершения финансового маневра имеется.
Инвестиционная политика с использованием различного рода заимствований может привести к достаточно высокой отдаче и окупаемости инвестиционных вложений.
Долговая политика на любом уровне государственной власти и управления является одним из направлений бюджетной политики и формирует идеологию управления государственными заимствованиями.
С 2014 года в Алтайском крае действует государственная программа «Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае», которая содержит индикаторы, характеризующие долговую составляющую региона. Кроме того, правовое поле, регламентирующее вопросы долговой политики, составляют распоряжение администрации Алтайского края от 08.05.2015 № 128-р «Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Алтайского края и сокращению государственного долга Алтайского края», распоряжение администрации Алтайского края от 28.03.2016 № 75-р «Об утверждении долговой политики Алтайского края на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», действующий закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2016 год» от 18 декабря 2015 г. №122-ЗС, проект закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Показатели долговой нагрузки Алтайского края имеют следующие значения. Общий объем госдолга за период 2014-2016 гг. увеличился на 19,5%, составив на 1 октября текущего года 2,439 млрд руб. (5,6% от предельного значения, установленного Бюджетным кодексом РФ). В сравнении с другими регионами долговая нагрузка Алтайского края продолжает оставаться минимальной. Это наименьший показатель в Сибирском федеральном округе и шестой по РФ (по итогам перового полугодия 2016 года). Учитывая, что в Сахалинской области и г. Севастополе государственный долг отсутствует, среди регионов, имеющих долг, Алтайский край занимает 4 место.
В 14 регионах РФ объем государственного долга превышает объем налоговых и неналоговых доходов, что означает нарушение бюджетного законодательства. Среди них:Республика Хакасия, Костромская область, Астраханская область, Смоленская область, Республика Карелия, Забайкальский край, Псковская область, Саратовская область и др. Лидером по абсолютному значению государственного долга на конец первого полугодия 2016 года является Краснодарский край (147,6 млрд руб.).
Проектом Основных направлений бюджетной политики РФ на 2017-2019 годы (подготовлен Минфином России), предусмотрено на среднесрочную перспективу предотвращение роста долговой нагрузки регионов через ужесточение предельного размера дефицита бюджетов субъектов РФ с 15 % до 10 % налоговых и неналоговых доходов (пока не утверждено в Бюджетном кодексе РФ). Показатель дефицита бюджета установленный проектом закона «О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», как и все предыдущие годы, вполне удовлетворяет установленным требованиям, а величина налоговых и неналоговых доходов (ограничитель по объему госдолга) составит в 2017-2019 гг. от 47,6 до 49,7 млрд руб. соответственно.
Проектом Основных направлений бюджетной политики РФ на 2017-2019 годы со следующего года определено, что обязательным становится требование о разработке основных направлений долговой политики регионов и муниципальных образований на период не менее трех лет. Администрация Алтайского края в этом плане работает на опережение, поскольку соответствующие документы приняты в режиме скользящей трехлетки: распоряжение администрации Алтайского края от 28.03.2016 № 75-р «Об утверждении долговой политики Алтайского края на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» и ранее распоряжение администрации Алтайского края от 05.08.2015 № 222-р «Об утверждении долговой политики Алтайского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Консервативный подход региональной власти к долговой политике, как инструменту бюджетно-кредитной политики, вполне объясним, учитывая общий спад экономики страны, недостаток бюджетных средств для исполнения бюджетных полномочий органами власти и увеличение долговых обязательств у большинства публично-правовых образований. Но, с другой стороны, Алтайский край в рейтингах российских регионов занимает не достаточно высокие позиции по уровню социально-экономического положения, качеству жизни, уровню благосостояния граждан и т.п.
Реализуемая во многих странах, регионах инвестиционная политика с использованием различного рода заимствований, при условии проведения необходимых организационных мероприятий по консолидации указанных средств в бюджете, может привести к достаточно высокой отдаче и окупаемости инвестиционных вложений.
Проводимая в крае бюджетная, в том числе долговая политика, в конечном итоге, должна способствовать повышению качества жизни населения. Для этого нужны финансовые ресурсы, часть из которых можно привлечь через систему заимствований (например, финансирование проектов под государственные заимствования вполне оправданы, если срок их окупаемости не превысит срок займов). Показатели долговой нагрузки в нашем регионе далеки от критических, поэтому возможность для совершения финансового маневра в ограниченных масштабах имеется.