Экономисты, представители банковской и предпринимательской сферы обсудили вступивший в силу с 1 октября 2015 года закон о банкротстве физических лиц.
Эксперты обсудили, что показали первые недели действия закона и кому он выгоден. Речь об этом шла на круглом столе, состоявшемся вчера в конференц-зале «Сибирской медиагруппы».
Со вступительным словом выступил доцент кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг» Барнаульского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Анатолий Ижболдин-Кронберг. Он рассказал об истории этого закона и о действии подобных актов в других странах.
«Проблема несостоятельности должников имеет длительную историческую перспективу. Если говорить о современном виде этого закона, то США являются лидерами в его проявлении. В этой стране процедура банкротства физлица направлена на скорейшее избавление неплатежеспособного заемщика от его долгов, то есть процедура проходит буквально за несколько месяцев. В странах Евросоюза акцент делается на финансовое оздоровление. Для российского права применителен подход с точки зрения неоплатности долга. То есть факт неоплаты должником требований кредиторов уже допускает признание его неплатежеспособным вне зависимости от наличия или отсутствия у него средств», - рассказал эксперт.
Директор Алтайской региональной общественной организации «Защита прав потребителей» Людмила Жгун отметила, что многие ждали вступления закона в силу.
«Многие обрадовались закону. И будут встречаться случаи, когда люди будут признавать себя банкротами фиктивно. Я считаю, что к банкротству приводит неразумность самого гражданина, который не может нести ответственность за свои дела. Однако есть и такие, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации, потеряли работу», - высказалась Людмила Жгун.
Представитель алтайского филиала «Азиатско-Тихоокеанского банка» Анастасия Сиряченко сообщила, что в их банке пока не сталкивались с банкротством физических лиц.
«В практике с такими случаями мы пока не встречались. Однако некоторые банки уже изменили свои бизнес-процессы. Например, мы будем проверять по своим клиентским базам заемщика на каждом этапе кредитной сделки. В кредитные договоры уже добавлены пункты, в которых клиент должен указать, не является ли он банкротом и не подавал ли заявления на эту процедуру. Окончательно сказать, кому выгоден закон, пока сложно. Определенные риски для банков, конечно, появились, таких как признание некоторых кредитов полностью невозвратными. Банки изменят подход к заемщикам, будут работать с ним более тщательно», - предположила представительница банка.
Исполнительный редактор алтайского информационного портала «Защиты прав потребителей» Игорь Нестеров дополнил, что банкам подавать на процедуру банкротства должника будет не выгодно.
«Банкам подавать на банкротство должника не выгодно. Позиция большинства в банковском сообществе именно такая. Банки будут подавать либо на крупных должников, либо на руководителей юридических организаций», - считает Нестеров.
Руководитель барнаульского филиала компании «СТОПДОЛГ» Константин Вьюнов подчеркивает, что каждая процедура банкротства уникальна.
«Нужно смотреть и изучать каждую процедуру банкротства отдельно. Многие граждане ждали этот закон. У кого-то долги возникали в течение долгого времени. Возможно, они хотят избавиться от своих долгов и жить дальше. Если же должник намеренно выводил свое имущество, либо у него имеются активы за рубежом, то процедура банкротства позволит забрать эти активы, а также реализовать и частично компенсировать свои потери. Сами банки инициировать банкротство не будут, им это не выгодно», - констатировал спикер.
Председатель правления «Алтайского союза предпринимателей» Юрий Фриц также считает, что каждый случай банкротства уникален. «Кому этот закон выгоден, зависит от конкретной ситуации. Естественно, появятся случаи, когда заемщики будут использовать закон в своих интересах и заемные организации тоже», - высказал свою точку зрения эксперт.
Напомним, что закон о банкротстве физических лиц вступил с 1 октября. Согласно новому закону, гражданин будет объявлен банкротом, если его долг превысит сумму в 500 тысяч рублей, а просрочка составляет более трех месяцев.
Уже к 1 октября в Арбитражный суд Алтайского края на процедуру личного банкротства поступило более 10 заявок. Среди них оказались и люди, довольно знаменитые в бизнес-сообществе региона. Например, заявление на банкротство подал депутат и бывший гендиректор «Ключевского элеватора» Юрий Титов, гендиректор «Завода механических прессов» Сергей Ферапонтов, а также бизнесмен и экс-депутат АКЗС Валерий Пекарский.
Ссылки по теме
11 граждан Алтайского края решили стать банкротами
«Сбербанк» требует признать депутата АКЗС Юрия Титова банкротом
Михаил Гундарин рассуждает, почему люди так хотят быть банкротами