Даже если владельца турбазы осудят, он вряд ли получит максимальные 10 лет по статье. Судебная практика по таким делам не слишком суровая
Случай с гибелью целой семьи на алтайской турбазе "Глобус" будоражит общественность уже несколько дней. Неравнодушные люди опасаются, что директор может не понести наказания вовсе либо "отделаться легким испугом". В чем-то они правы: сроки по ст. 238 УК РФ за оказание небезопасных услуг разительно отличаются от тех, что прописаны за умышленное убийство.
"Толк" проанализировал приговоры по громким делам за последние годы о гибели людей на отдыхе, реабилитации и не только из-за халатности других. Как выяснилось, осужденным по этой статье не давали больше пяти лет колонии с небольшим. Хотя максимальный срок — 10 лет.
Дело "Чистого листа"
В 2014 году в частном реабилитационном центре для людей с зависимостями "Чистый лист" в селе Озеро-Красилово Косихинского района произошел пожар. Погибли девять пациентов, еще шестерым понадобилась медицинская помощь.
Обвинение предъявили президенту организации Жирайру Зурнаджяну, ее директору Максиму Кожатову и местному жителю Али Исаеву. Суд установил, что в центре были нарушены правила пожарной безопасности. Монтаж электропроводки руководство доверило местному жителю Али Исаеву, который не имел для этой работы специальных навыков. Эксплуатация электропроводки привела к трагедии.
Суд приговорил Зурнаджяна к 4 годам 4 месяцам колонии общего режима, Кожатова — к 5 годам 4 месяцам колонии строгого режима. Исаева амнистировали.
ДТП с двумя автобусами
Еще одно громкое расследование по ст. 238 УК РФ началось в том же Косихинском районе после ДТП 4 января 2017 года на Чуйском тракте. Тогда в районе поселка Украинский столкнулись два автобуса: Higer и ЛАЗ.
"Люди вылетали через лобовые стекла", — описывали аварию очевидцы.
В ДТП погибли два пассажира китайского автобуса и водитель отечественного. Еще четыре человека получили тяжелые травмы, четверым нанесен вред здоровью средней тяжести, троим — легкий вред.
Суд установил, что водитель автобуса Higer выехал на "встречку" и столкнулся сначала с ЛАЗом, а затем зацепил грузовую "Газель" и Audi Q7. Он также сильно пострадал и на какое-то время потерял память. Его отправили в колонию-поселение на 2 года 8 месяцев и лишили права водить на тот же срок.
А вот дело его начальника, автоперевозчика Александра Фаюстова, тянется до сих пор. Следствие было уверено, что предприниматель систематически направлял в рейс только одного человека, его сотрудники постоянно работали сверхурочно. Но Фаюстов заявил, что водители сами договорились, что в рейс поедет только один, а ему ничего не сказали.
Сначала районный суд в апреле 2019 года оправдал бизнесмена. Затем прокуратура обжаловала это решение. Краевой суд отменил приговор и вернул дело в Косиху другому судье. 17 июня 2020 года Фаюстов получил новый приговор — 4 года условно по ч. 3 ст. 238 УК РФ. Предприниматель подал апелляцию.
Кстати, по такой же статье расследуется дело о ДТП в Топчихинском районе, в котором погибли восемь человек, в том числе семья с ребенком и артистки алейского фольклорного ансамбля "Сударушка".
А если погиб только один?
Еще более "лайтовые" наказания получают люди, по чьей вине умерли не несколько человек, а только один. Максимальный срок за это — шесть лет колонии.
26 июня 2017 года в культурно-оздоровительном комплексе "Моховое" на территории Ключевского района утонул 15-летний подросток, оставшись без присмотра со стороны спасателя. Виновному назначили 3 года лишения свободы условно. Также приговор получил директор организации — штраф 400 тысяч рублей.
23 июня 2016 года в детском оздоровительном палаточном лагере "Академия Робинзонов" утонул 13-летний мальчик из Кемеровской области. Он сорвался с тарзанки в реку Катунь. Тело так и не нашли.
В ходе проверки следователи нашли "многочисленные грубые нарушения". Директора турагентства – организатора отдыха Анатолия Шульжика приговорили к двум годам условного лишения свободы.
Еще одна громкая история, связанная с утоплением, случилась в барнаульском аквапарке. Там 29 декабря 2014 года погиб девятилетний мальчик из Косихинского района, оставшись без присмотра взрослых и спасателей. Инструктор Станислав Богословский и начальник службы инструкторов Дмитрий Коптелов получили условные сроки и штрафы, но от наказания их освободили в связи с актом об амнистии.
Ничем не отличаются и приговоры в случаях гибели людей не на месте отдыха или реабилитации. Так, 1 мая 2015 года в Рубцовске двухлетнюю девочку в жилом доме ударило током во время мытья рук. Оказалось, что ток от общедомовых электроустановок пошел по трубе канализации и дошел до раковины, на которую облокотился ребенок. В оказании небезопасных услуг обвинили энергетика УК "Централь". Приговор — 2,5 года условно.
Полтора года условного срока получила экс-воспитательница детского сада "Березка" в селе Чарышском, которая не уследила за пятилетним ребенком. 5 августа 2015 года она оставила без присмотра воспитанника. Ребенок проглотил пластмассовый элемент мозаики и задохнулся.
Владельцу "Хромой лошади" дали 4 года через год отпустили и сейчас он катается в Израиле и вспоминает хорошим наше государство!