Транспортная реформа стартует в Республике Алтай: что она изменит

Стартующие в регионе преобразования транспортной системы подробно обсудили на заседании республиканского правительства 8 апреля

Не секрет, что на территории Республики Алтай, а особенно в Горно-Алтайске и Майминском районе, очень остро стоит вопрос организации регулярных пассажирских перевозок, при том что автобусы – единственный здесь вид общественного транспорта, не считая такси. Пассажиры жалуются на нехватку маршрутов, автобусов, водители и кондукторы – на условия труда. Всем этим, по словам главы региона Андрея Турчака, власти займутся в ближайшее время, а затем настанет черед и межрайонного транспортного сообщения. Что изменится и к чему хотят прийти — разбирался "Толк".

Вопрос о транспортной реформе на прошедшем накануне заседании правительства рассматривался последним в повестке. Докладчиком выступил исполняющий обязанности министра транспорта республики Артур Гущин.

Транспортной реформе в Горно-Алтайске дали зеленый свет

Транспортную реформу решили провести из-за непростой ситуации с общественным транспортом в регионе. Хуже всего дела обстоят в Горно-Алтайске и Майме

Он напомнил, что администрацией Горно-Алтайска было проведено обследование городской маршрутной сети и пассажиропотоков.

По словам Гущина, в настоящее время в республиканской столице действует 38 маршрутов: 14 городских и 24 межмуниципальных, где курсирует 135 единиц транспорта (132 – малые и три большой вместимости).

Говоря о проблемах в сфере общественного транспорта, руководитель профильного министерства указал на то, что в 2024 году было зарегистрировано 1306 обращений от граждан о некачественных услугах по перевозкам. С начала 2025 года таких обращений зафиксировано 93.

""Пазики" устарели как морально, так и технически и не соответствуют стандартам. Требуется обновить 103 единицы общественного транспорта. Это без оптимизации существующей сети в период с 2025 по 2030 год", – отметил докладчик.

По его словам, разработаны предложения по работе городского пассажирского транспорта, среди которых: оптимизация маршрутов (уменьшение с 14 до 11), сокращение малоэффективного пробега маршрутов с 15 до 9 млн километров, сокращение количества автобусов по муниципальной сети с 40 до 25 единиц, из которых 18 единиц малого класса, 7 единиц – среднего класса. Планируется также обновление подвижного состава в объеме 100% и увеличение номинальной вместимости автобусов с 42 до 53 мест для малого класса и 59 для среднего класса.

Общественный транспорт. Горно-Алтайск
Общественный транспорт. Горно-Алтайск
Фото: Андрей Сороко/"Толк"

"Предлагается использование современных ПАЗов среднего и малого класса на газомоторном топливе, 7 единиц – среднего класса с доступной средой, вместимость – 59 пассажиров, и 18 единиц – малый класс вместимостью 53 пассажира. При оптимизации на маршрутах республики будет работать 79 единиц общественного транспорта. Обновить из них необходимо 67 единиц", – отметил и.о. министра, отдельно указав, что на первом этапе предлагается обновление 25 единиц транспорта в Горно-Алтайске.

Что власти намерены получить на выходе? Во-первых, повысить безопасность и комфорт пассажиров. Во-вторых, обеспечить прозрачную систему учета получаемой перевозчиками выручки от проездных билетов и проезда при организации электронной системы оплаты проезда. В-третьих, увеличить номинальную вместимость автобусов.

Полный назад. Почему общественный транспорт в Горно-Алтайске переживает кризис

В столице Республики Алтай всего один вид общественного транспорта, не считая такси, – это автобусы. И проблема с ними в Горно-Алтайске уже давно стала комплексной

В целом транспортная реформа, предполагающая заключение нетто-контрактов, при которых перевозчик осуществляет работу вне зависимости от собранной платы граждан, по словам Артура Гущина, призвана навести порядок в системе общественного транспорта.

По завершении доклада глава республики Андрей Турчак поинтересовался, какова цена вопроса таких преобразований.

Согласно расчетам, на период 2025 – 2030 годов для осуществления работы транспорта по Горно-Алтайску понадобится 1 млрд 167 миллионов рублей.

Давая свою оценку озвученным предложениям, Андрей Турчак отметил, что процедура прозрачна и позволяет заявиться на конкурс перевозчикам, которые готовы по единому стандарту и качественно обслуживать население.

"Это первый этап. Второй этап – это Майминский район. И третий этап – это межмуниципальные перевозки по районам. У тех перевозчиков, индивидуальных предпринимателей, которые сейчас работают в Горно-Алтайске, есть возможность сосредоточиться на межмуниципальных маршрутах", – добавил глава республики, подчеркнув, что требования к качеству автобусов будут предъявляться самые жесткие.

Общественный транспорт. Горно-Алтайск
Общественный транспорт. Горно-Алтайск
Фото: Андрей Сороко/"Толк"

Отметим, что автобусы в Горно-Алтайске и Майме в основном заправляются газом, но в городе всего одна газовая заправка, соответственно, водители часами стоят в очереди.

Говоря об этой проблеме, Андрей Турчак заметил: "Победитель должен организовать автобусный парк с нормальными условиями для труда и отдыха самих водителей. Естественно, должна быть организована новая заправочная станция". Отдельно он подчеркнул, что льготные категории граждан должны все свои льготы сохранить.

Мэрия Горно-Алтайска ищет перевозчиков на многострадальные городские маршруты

Согласно условиям контракта, будущие исполнители будут работать до конца 2025 года по ставке не более 66,5 рублей за каждый пройденный километр

По словам мэра Горно-Алтайска Ольги Сафроновой, есть дорожная карта, по которой городская администрация отрабатывает все шаги и сейчас готовится к тому, чтобы провести конкурсные процедуры и определить нового перевозчика на территории города.

Андрей Турчак по этому поводу отметил, что будет правильно, если перевозчики, работающие на рынке Горно-Алтайска, смогут найти свое место в строю с учетом готовности работать на межмуниципальных перевозках, чтобы количество пострадавших в результате транспортной реформы предпринимателей было минимальным.

"Но пострадавшие будут – это те, кто возит наших жителей на "дровах": небезопасных, ржавых, морально и физически устаревших транспортных средствах. Я уже не говорю про истории, когда водитель деньги собирает в шапку и уходит неучтенным, без налогов и без всего", – добавил глава региона.

В заключение руководитель Республики Алтай указал: "Это не реформа ради реформы, а реформа для качественного транспортного обслуживания населения Горно-Алтайска".

Андрей Турчак рассказал о будущем общественного транспорта в республике

Актуальные маршруты уже прошли аудит, и в ближайшее время власти региона будут выбирать стратегию дальнейшего функционирования транспортной отрасли

Лента новостей