Рассказываем, как восприняли перемены в алтайских учебных заведениях и не возникнут ли трудности у выпускников с дипломами бакалавров
В недавнем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявил о реформе системы высшего образования. В частности, об отказе от Болонской системы и возврате отечественных вузов к традиционной модели обучения, которая родом еще из Советского Союза. Как эту перспективу оценивают в Алтайском крае?
Немного истории. Присоединились к Болонской системе наши вузы 20 лет назад, в 2003 году. Говорят, вхождение оказалось непростым. К примеру, обучить технической профессии за четыре года – задача не из легких.
"Система работала: пятилетку за четыре года мы давали. Конечно, это было все в ущерб самому образованию, но годы догоняли потом в магистратуре. Наш вуз завысил требования в магистратуре, у нас многие магистерские диссертации – это примерно две третьих кандидатской диссертации", – отметил ректор АлтГТУ Андрей Марков.
Нельзя сказать, что возвращение к пяти годам обучения будет резким, просто потому что многие вузы в России от него и не уходили. В том же техническом университете и сейчас есть студенты, которые обучаются не четыре года, а пять лет.
"Меня заинтересовало направление. Я увидел, что выпускают именно инженеров, какая-то тяга была к этому с детства, вот и решил поступать. Когда учишься пять лет, больший объем знаний получишь, выше будет квалификация. Так оно и оказалось", – поделился студент пятого курса факультета энергомашиностроения и автомобильного транспорта АлтГТУ Никита Раззамазов.
В педагогическом вузе специалитет– тоже не новинка. Здесь последние двадцать лет была возможность обучаться и на обычном (четыре года), и на двухпрофильном бакалавриате (пять лет).
"Для нашего региона, где школа преимущественно является сельской, и учитель полноценную нагрузку может набрать, реализуя один, два, а порой и три предмета. В этом мы видим очевидный минус Болонской системы. Для нашего педагогического образования нужен полноценный специалитет – пятилетний с хорошей аудиторной нагрузкой. По Болонской системе очень многое отдается самостоятельной работе", – сообщил проректор по образовательной деятельности АлтГПУ Сергей Волохов.
Проводить реформу в стране планируют не резко, а постепенно. В этом году вузы ждут прописанных стандартов образования, и скорее уже в 2024 выпускники начнут получать дипломы нового образца. А пока в России продолжат выдавать дипломы бакалавров и магистров.
"Будет ли котироваться наш диплом о бакалавриате после перехода на специалитет. Работодатели будут задавать вопрос, а насколько этот специалист грамотен вообще", – студентка третьего курса факультета информационных технологий АлтГТУ
Когда в нулевые годы переходили на бакалавриат, тогда многие работодатели и директора школ считали, что к ним пришел какой-то недоученный бакалавр, отмечает Сергей Волохов. Но сейчас уже все привыкли к тому, что выпускники сегодня – бакалавры, поэтому дискриминации никакой не будет.
От магистратуры отказываться не планируют и при специалитете. Если профессия потребует дополнительной подготовки, то студент сможет продолжить обучение. А вот будет ли российский диплом потом котироваться за границей – вопрос. Говорят, в дружественных странах точно, впрочем, большая часть опрошенных нами студентов уезжать никуда и не cобиралась.
"Специалистам довольно трудно найти место в зарубежных вузах, но можно, возможно, какие-то курсы пройти. Я не поступил ни в какой зарубежный вуз и планирую развиваться в рамках своего края, поэтому для меня это не актуально", – рассказывает студент 4 курса института биотехнологии, пищевой и химической инженерии АлтГТУ Никита Воронин.
Несмотря на реформу, отказываться от бакалавриата полностью, а также от обучения иностранцев российские вузы не планируют, так что полным "возвратом к прошлому" новую систему вряд ли можно называть, уверен министр высшего образования и науки России, по сути изменения для преподавателей и студентов окажутся минимальными.