Химочка рассказал о победах и катастрофе на заводах спустя полгода от начала СВО
Прошло более полугода с того момента, как началась специальная военная операция и из-за санкционного давления нарушились многие производственные и транспортные цепочки предприятий, в том числе Алтайского края. Министр промышленности и энергетики региона Вячеслав Химочка рассказал "Толку", удалось ли заводам решить три главные проблемы – с оборотными средствами, логистикой и нарушением импортных поставок, а также о главных задачах и катастрофическом риске производителей.
В дефиците осталась химия– Первым фактором риска в начале весны стала недоступность импортного сырья, комплектующих и так далее. Удалось ли предприятиям края найти аналоги? Какие поставщики стали новыми партнерами?
– Да, если мы вспомним февраль – начало марта, были даже панические настроения. Но вот уже больше полугода прошло – и ситуация изменилась. Я бы ее назвал стабильной. Это оценка не только моя, но и руководителей ведущих предприятий.
Помните, тогда ведь еще наложилась ситуация с резким ростом цен на металл, а у нас многие производства металлоемкие. По совокупности рисков промышленники не исключали, что придется останавливать инвестпроекты. К счастью, этого не произошло. Сегодня цены на металл не только стабилизировались, но и снижаются.
Многие наши предприятия стали плотнее работать с отечественными металлургами – ЕВРАЗом, Магнитогорским комбинатом. Рубцовский филиал "Алтайвагона" переориентировался на закупку компонентов для литейного производства из Китая. Литейщики также весной испытывали нехватку специальной смолы, но они выстроили кооперацию с отечественными компаниями.
По АЗПИ были вопросы – часть комплектующих завод закупал в Европе. Но предприятие нашло поставщиков в России, а частично – и в крае. Оборудование предприятие покупает в Китае, Индии.
Текстильщики особых проблем с сырьем и не испытывали, поскольку работают либо с собственным сырьем, как, например, Бийская льняная компания, либо с импортным, но из дружественных странах – Таджикистана, Узбекистана, Белоруссии. У предприятий этой отрасли были проблемы с поставками европейских красителей, удалось найти аналоги у производителей России, Турции, Китая, Кореи.
У швейников ситуация несколько иная. Оборудование все импортное, в основном европейское или японское, фурнитура, нитки, ткани также были импортными. Но, по данным руководителей предприятий, сейчас проблем с тканями нет. Для сегмента "эконом" используются турецкие, белорусские, китайские. А для сегмента "премиум" на рынке достаточно итальянских тканей, поставляемых представительствами производителей в России.
Сохраняется проблема поставки компонентов для производства моющих и косметических средств. В дефиците "химия" для обработки кожи. Предприятия, например, "Ренессанс Косметик" или "Русская кожа Алтай" активно ищут новых поставщиков в России, Китае, Турции, Корее. Мы им активно помогаем, рассматриваем вариант запуска новых линий и на алтайских предприятиях.
– Хорошо – заместили западные аналоги. А качество продукции при этом удалось сохранить?
– Чаще всего это было требование заказчика – использовать импортные комплектующие. А сейчас и заказчик говорит: вы поставите мне импортный двигатель, а я к нему потом запчасти не найду, ставьте российский. И рынок отрегулировал ценами качество российских комплектующих.
Не панацея, но помощь– Второй проблемой в начале весны был дефицит оборотных средств на фоне взлетевшей ключевой ставки. Правительство ввело новый инструмент компенсаций кредитов на пополнение "оборотки". Сработал ли он?
– Да, в марте эту проблему предприятия называли первостепенной. Представьте: завод взял кредит на 300 млн рублей под 10%, а ставку – раз – и повышают до 24%. Что делать руководителю? Именно поэтому губернатор принял решение выделить дополнительно 200 млн рублей для компенсации 2/3 ставки, но не более 15 млн рублей в одни "руки".
В июне минэкономразвития края приняло первые заявки, по итогам выделили 55 млн рублей, повторно в августе – еще 50 млн. Основной прием заявок мы ожидаем в сентябре. Думаю, совокупно предприятия выберут если не все 200 млн, но львиную их долю. То есть частично нагрузку мы сняли с промышленников.
– Были опасения, что меры поддержки могут запоздать. На ваш взгляд, успели власти?
– Успели. Губернатор своевременно принял решение, оперативно сработали в минэкономразвития. И предприятия получили средства. При этом мы не говорим, что 200 млн – панацея от всех бед. Но работал комплекс мер, региональных и федеральных.
Напомню, Фонд развития Алтайского края предоставляет гранты на компенсацию части затрат на возмещение процентов по "оборотным" кредитам. 47 млн рублей на это регион получил из федерального бюджета. Первый грант в размере 800 тыс. рублей в начале сентября выдали компании "Алтайвитамины".
Системообразующим предприятиям на пике ставок кредиты предоставлялись под 11%. Из алтайских 18, вошедших в этот перечень, три воспользовались возможностью: "Мартика" взяла 100 млн, "Барнаултрансмаш" – открыл кредитную линию в 300 млн, "Алтайвагон" – в 3 млрд рублей.
Так что у каждого своя история поддержки. Но я вам скажу, что утро в этом кабинете начинается со звонков руководителей предприятий – помогаем решать разные вопросы: то у станкостроительного завода проблема на таможне, то у "Алтайвагона" сырье на границе "застряло", то субсидию не получается через банк оформить. Это каждодневная работа.
С логистикой не все радужно– Третьей проблемой весной стало нарушение налаженных ранее транспортных цепочек. Удалось решить этот вопрос?
– Да. Наибольшие проблемы из-за этого тогда возникли у предприятий, которые для реализации инвестпроектов уже заказали и даже частично оплатили оборудование европейских поставщиков. Сегодня большинству из них удалось наладить каналы поставок по новым направлениям.
Например, с этим столкнулся Барнаульский меланжевый комбинат. Решение проблемы отодвинуло сроки реализации крупного инвестпроекта, но в целом предприятие и его собственники планируют завершить его в запланированный период.
Некоторые машиностроительные заводы: "Алтайвагон", "Барнаултрансмаш", "Алттранс" и другие – не смогли договориться о поставке европейского оборудования, но нашли аналоги в России, Китае.
Однако руководители отмечают два негативных последствия логистических проблем. Первое – значительно возросла стоимость доставки, обходные пути стоят дороже, и эти затраты включаются в себестоимость, что влияет на конкурентоспособность продукции. Второе – затянулись сроки доставки. Предприятия, конечно, перестроили производственные процессы, но неудобство сохраняется, я не буду говорить, что все совсем радужно.
"С кадрами катастрофа"– Сегодня на слуху предприятия края, которым удалось стать лидерами импортозамещения: АЗПИ, мехпресса, АНИТИМ и другие. Речь идет о кратном росте спроса. Но нельзя же просто взять и увеличить объемы производства в разы. Это требует дополнительных площадей, оборудования, людей и, конечно, средств. Как эти задачи решают предприятия?
– В первую очередь необходимость расширения диктует спрос. Никто без этого не будет увеличивать мощности. Если же спрос есть, то руководители садятся и ломают голову – как это сделать. Вопросов действительно много.
Самая главная проблема – люди. Год назад потребность в рабочей силе на заводах края составляла 1,3 тыс. человек, сейчас 3,2 тыс. Из них 500 – административный персонал, включая мастеров, начальников участков. Остальные – специалисты рабочих профессий. Настолько возросла потребность в людях всего за год, особенно со стороны оборонных предприятий.
"Барнаултрансмаш" просит около 400 человек, чтобы организовать третью смену, Бийский олеумный завод – почти 250, "Сибприбормаш" – около 230 специалистов основных профессий. Предприятиям легкой промышленности требуется около 500. Просто катастрофа с квалифицированными рабочими.
АЗПИ уже не просто ведет набор сотрудников, но и привлекает другие предприятия в кооперацию, чтобы справиться с большим объемом заказов.
То есть предприятия готовы решать вопросы с площадями, поиском средств на покупку нового оборудования, но кадровый вопрос остается самым острым.
Санкции и "крепкий" рубль подкосили экспорт– Сохраняются ли экспортные поставки промпредприятий Алтайского края?
– Самыми экспортируемыми группами товаров от промпредприятий у нас были вагоны, патроны, сельхозмашинооборудование, продукция предприятий химической отрасли и легкой промышленности. Конечно, объемы упали. Но цифр не назову – сейчас это закрытая информация.
Тем не менее поставки за рубеж продолжались. Например, "Алтайвагон" в 2022 году отправлял продукцию в Казахстан, но во втором полугодии из-за насыщения ж/д парка там наблюдается снижение активности. Помимо этого, были небольшие поставки по разовым контрактам – в Киргизию и Монголию.
А предприятия химической отрасли, легкой промышленности, добычи полезных ископаемых изначально были больше ориентированы на внутренний рынок либо на страны Азии и СНГ. Поэтому снижение продаж в Европу на них значительно не сказалось.
Но в теме экспорта есть и другая – укрепление рубля сделало ряд экспортных контрактов не выгодными на фоне роста себестоимости продукции. С этим, например, столкнулись "Нортек", "Русская Кожа".
– Какие предприятия пострадали больше всего от снижения экспортных поставок? Что они делают для адаптации к новым условиям?
– Я бы назвал лишь два предприятия. Первый – Барнаульский патронный завод. Конечно, он потерял основной рынок сбыта и теперь ищет новые. В качестве частичной альтернативы предприятие рассматривает страны СНГ, Монголию и африканские страны – Кению, Конго, Сенегал, ЮАР. Оно также продвигает продукцию и на внутренний рынок.
При этом отмечу, что в итоге они сократили в полтора раза меньше сотрудников, чем изначально планировали. Часть трудоустроилась на другие заводы, а кто-то решил провести лето на даче, и осенью, думаю, они начнут проявлять активность.
Второе предприятие – "Кучуксульфат". У них было существенное падение производства, до 50%. Но сейчас они переориентировали поставки на заводы в Подмосковье, другие регионы. И последние два месяца "Кучуксульфат" практически достиг уровня этого же периода 2021 года. И на ближайшие два месяца объем заказов у них составляет 100% к прошлом году. То есть здесь острота проблемы ушла. К тому же пришел новый руководитель, а с ним целая команда, которая работает под кураторством Минпромторга РФ.
Что на "Алтай-Коксе" и "Алтайвагоне"?– Что можно сказать о положении дел на "Алтай-Коксе" и "Алтайвагоне" как самых крупных заводах по финансовым показателям и налоговым отчислениям?
– "Алтайвагон" за семь месяцев показал плюс 4% к уровню прошлого года. До конца года у них просматривается загруженность.
По "Алтай-Коксу" произошло снижение на 4% из-за плановых ремонтов на головном предприятии – НМЛК. По году в целом резкого обвала показателей не ожидается, но снижение продолжится. Это связано в целом с непростой ситуацией в металлургии, пути стабилизации которой сегодня предлагают и участники отрасли, и правительство страны.
В любом случае коллективы на алтайских предприятиях будут сохраняться: все понимают, что снижение временное и сохранить персонал – важнейшая задача.
"Вышло все наоборот"– Если резюмировать изменения за эти полгода, какие основные выводы вы готовы сделать?
– Во-первых, индекс промпроизводства составил 101%, и это говорит о том, что в физическом выражении мы меньше производить не стали.
Во-вторых, опасения, что производственные цепочки порвутся, люди останутся на улице, не оправдались. Все вышло наоборот. Предприятия загружены, инвестиции растут, потребность в кадрах увеличилась.
В-третьих, тренд на развитие показывает и еще один факт – два года подряд промышленники не выбирали те 200 млн рублей, которые край выделял на субсидирование инвестиционных затрат. В этом году их выбрали уже в мае. Это значит, что у предприятий были договоры на поставку оборудования, они его получили, запустили и теперь просят им компенсировать часть затрат. И эти 200 млн они снова запустили в модернизацию.
В-четвертых, за эти полгода резко обострилась кадровая проблема. Одним из способов ее решения стало повышение зарплат. За полугодие их рост на промпредприятиях составил от 13 до 25%.
По итогам первого полугодия средняя зарплата в крае увеличилась на 12,4%, в обрабатывающих производствах – на 15,4%. Наибольшими темпами оплата труда растет в производстве кожи (+47%), одежды (+32,1%), кокса (+25,9%), химической продукции (+18,9%), текстильных изделий (+17,5%).