Толк новости
Экономика |

Государство "отодвинуло" владельцев "Нортек" и "ЯШЗ Авиа" от управления заводами

По данным "Толка", уже с 12 октября на предприятиях начало работать новое руководство, прежний директор отстранен от управления
Читать в полной версии ➔

На предприятиях "ЯШЗ Авиа" и "Нортек", которые работают в Барнауле на площадке шинного завода, введено внешнее (либо доверительное) управление, сообщили "Толку" три источника. Предположительно, по решению Минпромторга России. Теперь заводами, рассказал один из инсайдеров, будет управлять московская компания "Росхим". Одной из причин произошедшего, говорят источники, могло стать недостаточно эффективное исполнение гособоронзаказа.

По данным "Толка", фактически к управлению барнаульскими предприятиями "Росхим" приступил с 12 октября. Директор Алексей Терехович, предположительно, уже отстранен от исполнения своих обязанностей.

При этом все три источника сообщили, что речь идет именно о внешнем государственном управлении, хотя "Росхим" – официально не госкомпания. Но, следует из СМИ, Правительство РФ уже доверяло ей управление своими активами.

Что известно о компании "Росхим"

Это акционерное общество существует с февраля 2021 года. Изначально оно называлось "Русский водород".

Компания управляет несколькими предприятиями химической отрасли, преимущественно на юге России. Официально основным видом деятельности является оптовая торговля химикатами.

В апреле 2022 года "Русский водород" заявил, что может получить в операционное управление два башкирских предприятия – Стерлитамакский нефтехимический завод и "Синтез-Каучук", и в январе 2023 года стал для них управляющей компанией, писал "Интерфакс".

В мае 2023 года москвичи за 7,1 млрд рублей выкупили "Донбиотех", который строил в Волгодонске завод по глубокой переработке зерна, и заявили, что уже в октябре начнут завершать этот долгострой, сообщал "Коммерсант".

В августе 2023 года "Русский водород" переименовали в "Росхим" (распоряжение о возможности использования в названии составляющей "Рос" подписал премьер-министр России Михаил Мишустин). И в этом же месяце председатель правительства принял решение о передаче в доверительное управление "Росхиму" 47% акций Башкирской содовой компании – пакета, принадлежащего государству, писал РБК.

Кроме того, "Росхиму" принадлежит еще ряд компаний химической отрасли, одна из них – "Русский титан" – зарегистрирована в Алтайском крае.

В 2022 году "Росхим" получил выручку свыше 11 млрд рублей и чистую прибыль более 934 млн рублей.

То есть за два года компания при поддержке властей заняла уверенные позиции на рынке в химической отрасли. Ее собственником, согласно данным "Спарк Интерфакс", является закрытый паевый инвестфонд "Квинта". Гендиректор – Эдуард Давыдов, который также руководит Башкирской содовой компанией.

Источники заявляют о возможной связи компании с госкорпорацией "Ростех".

Кому принадлежат "Нортек" и "ЯШЗ Авиа"

По данным "Спарк Интерфакс", основным владельцем предприятия "Нортек" является принадлежащая Алексею Лукину компания "Меркурий". Еще чуть более 1% – у Марины Королевой.

Собственник "ЯШЗ-Авиа" – компания "Развитие", которой полностью владеет также Королева. А руководителем на нем является Лукин.

Оба не ответили на звонки "Толка".

Однако, по неподтвержденным данным, к этим активам имеет отношение прежний руководитель шинного завода (в то время – АШК) Максим Васильев.

Летом прошлого года компания "Бизнес квартал Новь" (управляющий директор – Алексей Лукин) подала иск к "Нортеку" о взыскании 4,5 млрд рублей, позже уменьшив сумму до 4 млрд. Однако затем третье лицо Кирилл Васильев (предположительно, брат Максима Васильева) заявил о фальсификации неких доказательств, а потом представители истца и вовсе перестали ходить на заседания и потеряли интерес к процессу. Суд в октябре решил оставить иск без рассмотрения. В решении говорится, что истец и ответчик "обладают признаками аффилированности". Почему сменилось управление на шинном заводе

Инсайдеры называют несколько возможных причин, однако ключевой считают проблемы с исполнением гособоронзаказа.

"Нортек" производит шины для наземной техники, "ЯШЗ Авиа" пока остается единственным в России производителем авиашин. Оба предприятия имеют оборонзаказ.

Пожар. Еще в середине 2022 года заводы входили в топ краевых производств по темпам роста – и объемов, и оборота. Однако череда внутренних управленческих решений и внешних событий привели к кризису.

В декабре на площадке произошел крупный пожар, в котором почти полностью сгорел один из цехов, имеющих большое значение в производственной цепочке. Многие заказы и обязательства подвисли. Хотя руководитель предприятия Алексей Терехович в интервью "Толку" подчеркивал, что завод "ни на один день не прекращал выпуск продукции под гособоронзаказ".

По гражданской продукции пауза в производстве была. "Тем не менее мы со всеми партнерами пришли к пониманию, ни одной претензии о неисполненных контрактах мы не получили", – заверял Терехович.

Новая шина. Однако вопросы были не только по уже выпускающейся продукции, но и по новой авиашине, заказ на разработку которой поступил от корпорации "Яковлев", производителя самолетов МС-21 и SJ-100 ("Суперджет 100"). Здесь задержка вышла из-за отсутствия в стране испытательного стенда для такого рода шин. Только весной предприятие получило разрешение на проведение испытаний в Китае.

При успешном их прохождении руководство завода планировало выйти на серийное производство уже в середине 2023 года. Однако на испытаниях шины "взорвались", в образцах выявили недостатки и отправили на доработку.

Тем временем, рассказали "Толку" источники на заводе, предприятие в Татарстане – также крупный производитель шин в России – решило зайти на рынок именно авиашин, разработало свою модель, которая якобы проходила испытания на испытательном центре "Вершина" (Ярославль).

В центре "Толку" посоветовали уточнить информацию у производителя, а в "Татшине" в июне нашему изданию коротко сообщили, что "указанного в запросе продукта на указанном вами предприятии ("Нижнекамскшина") в производстве нет".

Между тем 5 октября издание "Бизнес online" также сообщило, что "Нижнекамскшина" разрабатывает первую авиашину. Информацию о НИОКР подтвердили в пресс-службе Объединенной авиационной корпорации (ОАК), где уточнили, что эта работа идет по инициативе производителя шин, но при поддержке Минпромторга.

Однако там же добавили, что опытные образцы шин от "ЯШЗ Авиа" успешно прошли предварительное тестирование в центре "Вершина", а сейчас "продолжаются стендовые динамические испытания". Срыв сроков в ОАК не подтвердили.

Также к рынку авиашин присматривается Кировский завод, которому под инвестпроект по запуску производства таких изделий выделили землю, писал 4tochki.ru

Кадровый кризис. Ситуацию усугубили внутренние проблемы с персоналом. Работники заводов жаловались "Толку" на крайне жесткие требования к объемам работ, KPI и дисциплине, нарушения или невыполнение, по их словам, влекли штрафы. Введение автоматизированной системы для сотрудников якобы предельно забюрократизировало производственные процессы.

В марте стало известно, что уволен управляющий директор предприятия Владимир Воробьев. По данным источника на заводе, это решение могло быть принято из-за противоречий между ним и собственниками по поводу размера выплат персоналу на время простоя из-за пожара: якобы столичное руководство настаивало на выплате двух третей от окладов, а местное – от среднего размера зарплаты. Разница была кратная. Воробьев будто бы отстоял более затратную позицию и за это поплатился должностью. Позже он подал заявления в прокуратуру и суд на экс-работодателя.

На предприятии отрицали факт противоречий, заявили, что зарплаты в сторону повышения пересмотрели еще после мини-забастовки и что у руководства нет намерения перекладывать на персонал затраты на восстановление после пожара.

В мае с предприятия уволился главный конструктор. А также, по неподтвержденной информации, большое число сборщиков и часть другого персонала, в связи с чем выполнение и оборонзаказа, предположительно, могло вызвать дополнительные сложности.

"Первое, что сделал новый управляющий, – отключил ужасную систему СКП-М (Система контроля поручений – Москва), которая и сгубила работу завода, так как суть работы сводилась не к выполнению должностных обязанностей, а к написанию формальных многоуровневых отчетов", – сообщил "Толку" один из сотрудников завода 12 октября.

"Толк" направил запрос в Минпромторг РФ с просьбой прокомментировать сроки, причины и правовой механизм принятия решения о введении внешнего управления на предприятиях "Нортек" и "ЯШЗ Авиа".

Читать в полной версии ➔