Гром грянул: алтайские власти обсудили, как сообща побороть кризис в медицине
Спустя 10 лет после передачи системы здравоохранения края на уровень региона и на фоне целой череды скандалов в городах и районах по вопросу медобслуживания власти края и муниципалитетов ребром поставили вопрос о том, что работать все-таки нужно сообща. Эту тему они обсуждали 10 марта на совете по взаимодействию краевого заксобрания с местными представительными органами.
Пепел на голову"Состояние плачевное – и по смертности, и по продолжительности жизни. Почему затягивали направление совместной работы – министерства с органами местного самоуправления? Почему сейчас, когда гром грянул, начали говорить об этом? – обратился к министру здравоохранения края Дмитрию Попову глава Хабарского райсовета Олег Новиков. – Сегодня вопрос в повестке стоит – "об оценке эффективности работы органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан". Но эффективности пока никакой нет! Мы пока только начинаем говорить об этом. Предыдущие годы у нас какие-то барьеры стояли между властью и медициной".
Он в числе прочего имел в виду и передачу еще в 2012 году всей сферы здравоохранения в подчинение региону. Попов, который приступил к работе в Алтайском крае в 2018 году, не стал комментировать решения предшественников, но отметил, что сегодня эта тема "наверно, более остра в силу ситуации, в которой мы находимся". И напомнил, что соглашения с местными администрациями, в том числе по решению вопросов в медицине, подписываются ежегодно. Вопрос – в их исполнении.
"Я не готов давать оценку предыдущей истории, кто и в чем виноват. Я нацелен на то, что делать и как достигать результатов", – сказал Попов.
А вот глава профильного комитета АКЗС Владимир Лещенко сообщил, что был как раз депутатом, когда в 2012 году принимали решение о передаче здравоохранения краю. И тогда, по его словам, "поверьте, вопрос стоял серьезный".
"Мы пошли на централизацию, потому что к тому времени имели калейдоскоп моделей здравоохранения в разных муниципалитетах – разных, необъяснимых, в силу субъективного отношения, финансовых возможностей. Поэтому привели всех к одному знаменателю. Но, к сожалению, без необходимой поддержки".
Лещенко заявил, что и у учреждений здравоохранения тогда появился "определенный кураж" в том, что они больше не подчиняются местным администрациям.
"10 лет истории – и можно возвращаться на исходную. Что получилось, то получилось. Виноваты обе стороны", – сказал он.
"Хотелось бы сопричастности"Сегодня, по его словам, на территории главным ответственным за здоровье населения остался главврач. А между тем 30 ЦРБ сегодня их не имеют, потому что "требования и ответственность огромные".
"Почетная, но непопулярная должность. Главврач – единственный гарант и охраны здоровья, и оказания медпомощи. Модель заведомо нерабочая. И мы сегодня видим проблемы. Поэтому апеллируем к главам, депутатам – хотелось бы иметь модель сопричастности к решению вопросов и администрации, и депутатов", – заявил Лещенко.
Сейчас власти края ищут варианты, как при действующем законодательстве хотя бы какую-то часть ответственности возложить на муниципалитеты. А по федеральному закону местные власти отвечают за две вещи: создание условий для оказания медицинской помощи и для привлечения кадров.
Есть муниципалитеты, где дают жилье приезжим медикам, подъемные, организуют транспорт для доставки жителей на диспансеризацию, подстраивают под это графики работы медучреждений и т. д. Но их мало.
Предложения прозвучали конкретные:
реально исполнять соглашения между минздравом края и муниципалитетом, принять положения о полномочиях местных администраций и исполнять их, утвердить программы по демографическому развитию, активно заниматься профориентацией, принять программы по созданию условий для привлечения кадров, проанализировать транспортную доступность к медучреждениям и улучшить ее, регулярно заслушивать у главы и на сессиях депутатов вопрос о ситуации с медобслуживанием.О том, что многие меры требуют дополнительного финансирования, которое есть далеко не во всех районах, заявила председатель райсовета Бурлинского района Елена Головенко.
Однако Дмитрий Попов ответил, что говорит "даже не о подъемных":
"Это не решающий фактор для привлечения кадров. Мы должны найти стимулы привлечь молодого работника и должны быть готовы принять его как своего, а не отталкивать. Недавний пример: молодая фельдшер уволилась, потому что, говорит, не может больше сама топить и свой дом, и ФАП. Это как раз вопрос создания условий. А дальше – это вопрос профессионального роста. Есть примеры, когда врач работает в районе, но ездит на дежурства в межрайонные центры. Нужно искать не только монетарные мотивации".
Тема ситуации в здравоохранении вошла в повестку совета не случайно. За последние полгода в здравоохранении края одна за одной возникают точки напряжения то в одном, то в другом городе или районе края.
Врачи массово жаловались на сокращение отпусков, которые потом вроде бы вернули. Затем сразу в нескольких медучреждениях прокатилась волна претензий на сокращение зарплат. Потом острый конфликт возник в скорой помощи Локтевского района. Позже "рвануло" в Волчихе, где умер ребенок. В Бийске жительницы переживали из-за переезда консультации. И это на фоне общего фона жалоб на отсутствие необходимого числа врачей на местах.