"Дойдем до абсурда". Кто и почему выступает против нового закона о просветителях
Проект правительственного Положения об осуществлении просветительской деятельности получил свыше 15 тыс. "дизлайков" на федеральном портале правовых актов. Этот документ может лишить школы и вузы семинаров и мастер-классов приглашенных экспертов. Под угрозой могут оказаться даже рассказы ветеранов о войне на классных часах. Люди, которых потенциально ограничит новый закон, опасаются, что работу придется свернуть из-за бюрократических проволочек.
"Еще одна причина для придирок"Предполагается, что с принятием поправок просветитель должен будет представить целый ряд документов, прежде чем организовать какой угодно семинар, лекцию или "круглый стол" в образовательных учреждениях. Фактически просветителей по уровню их ответственности перед аудиторией хотят приравнять к профессиональным педагогам.
В числе необходимых бумаг должен быть договор с образовательной организацией, справки об отсутствии судимости, о результатах медосмотра, из психоневрологического диспансера (ст. 331 ТК РФ). Кроме того, нужно получить и предоставить документ, который доказывает наличие двухлетнего стажа занятия просветительской деятельностью. Что конкретно здесь имеется ввиду — пока точно не знает никто.
Под новые правила могут попасть и занятия в зоопарках, и экскурсии, и мастер-классы, и лекции на классных часах, и уроки по оказанию первой помощи.
"Под постановление подпадают все мои контакты с вузами, музеями, библиотеками, школами и колледжами. После вступления в силу этого постановления больше не получится просто сказать: "Оксана, приходи к нам, расскажи на конференции про мультимедиа". Даже онлайн.
Вместо этого мы будем заключать договоры (видимо, однорублевые в случае "бесплатного участия"), к ним прикладывать справки, медкнижку и еще какой-то документ про участие в реализации общественно значимых инициатив, что бы это ни значило", — высказалась на своей странице в Facebook медиатренер и консультант Оксана Силантьева.
По мнению эксперта, в случае принятия нового закона школам, вузам и музеям придется дополнительно отчитываться о деятельности просветителей. Вместе с ним, по мнению Силантьевой, появится еще одна "причина для придирок при проверках".
"По тексту этого проекта видно, что завалить бессмысленной бюрократической работой, отчетами и документами — это любимый инструмент законодателей, испытанный механизм придушения свободы коммуникации. Очень сильно хочется пригласить авторов документа в состав организаторов хотя бы одного круглого стола, чтобы они оформили договоры и собрали медкнижки и справки об отсутствии судимости со всех участников — в том числе и тех, кто подключится онлайн", — отметила в беседе с "Толком" Оксана Силантьева.
"Ветеранам ВОВ тоже справки собирать?"Руководитель частного образовательного кластера "Растем вместе" Анна Паутова считает, что в том виде, в котором проект находится сейчас, принимать его нельзя.
"Прочитав этот документ дважды, я пришла к выводу, что он требует серьезной доработки. Хочется воскликнуть: "Боже мой, а можно взять и хотя бы года три ничего не менять в сфере образования — дать привыкнуть к тому, что уже наменяли?!"
Нужно прописывать конкретные критерии соответствия. Сейчас же мне совершенно непонятно, как, к примеру, будет регулироваться деятельность физлиц, кто должен выдавать подтверждение об опыте ведения просветительской деятельности и так далее. В этих поправках вообще не упоминается сфера интернета — неясно, коснется ли это онлайн-площадок и каким образом", — говорит гендиректор кластера.
По мнению Анны Паутовой, от нововведений могут пострадать библиотеки и музеи, в которые лекторы зачастую приходят совершенно бесплатно.
"Научные площадки, скорее всего, как работали раньше, так и продолжат. К примеру, мой центр "Растем вместе" зачастую работает по грантам, там свои правила. Или я как педагог прихожу с лекциями по палеонтологии в "Шишковку" — у меня есть соответствующие дипломы, я работаю в образовательной организации с лицензией и так далее. Единственное, что, может быть, не получится просто взять и прийти — нужно будет оформить какие-то документы.
Но мы-то к этому привыкли. А как быть непрофильным объединениям в маленьких городах и селах? Там вся просветительская деятельность просто прекратится — руководитель не захочет проблем. Есть огромное количество лекторов-одиночек: психологи, биологи, SMM-специалисты. Не дойдем ли мы до абсурда, когда ветерану ВОВ придется собирать справки, чтобы прийти в школу и рассказать о войне? Я не берусь утверждать, что верно интерпретирую написанное, но воспринимаю я этот документ пока именно так", — подчеркнула педагог.
Также Анна Паутова отметила, что в школу и детсад, входящие в структуру ее образовательного кластера, нередко приходят с лекциями специалисты, рассказывающие о своих профессиях, в том числе родители учащихся и воспитанников. Педагог опасается, что новые поправки вынудят "свернуть" эту деятельность.
"Хочется объявить "информационную голодовку"По мнению алтайского биолога и орнитолога Алексея Эбеля, поправки фактически запретят обмен знаниями без сертификации и оформления юридического статуса того, кто хочет делиться информацией.
"В последнее время некоторые законодательные инициативы извращают прямо-таки базовые ценности. Я опасаюсь, что в скором времени мои небольшие заметки в социальных сетях про природу Алтая и тем более экскурсии станут невозможны. Я не какой-то системный популяризатор, а, скорее, акын — что вижу, про то и рассказываю.
Проект противоречивый и запутанный. С одной стороны, он должен регулировать просветительскую деятельность в организациях, осуществляющих образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры, а с другой, распространяется на всех, включая физические лица", — рассказал орнитолог.
Алексей Эбель предполагает, что бумажная волокита, которая неизбежно последует за принятием нового закона, повлечет за собой ликвидацию многих просветительских проектов и инициатив.
"Пока я еще могу просвещать читателей своей страницы и участников экскурсий, но уже хочется объявить "информационную голодовку" и постить в лучшем случае фотки с котиками — этого, наверное, и хотят инициаторы.
В документации проекта нет ни четкого понятия просветительской деятельности, ни информации о том, как доказывать стаж в этой сфере. Не указан конкретный круг лиц, на которых будет распространяться новый закон. И чем дальше плодятся документы, тем больше путаницы в головах людей", — уверен биолог.
Продолжение следуетРяд юристов предполагает, что проект не будет ограничивать лиц, занимающихся просветительской деятельностью вне образовательных организаций. Специалисты в области права отмечали в разговоре с The Bell, что поправки вступают в противоречие с постановлением Конституционного суда от 2014 года о недопустимости "дискриминационного положения" иностранных агентов по сравнению с другими организациями.
Из заседания Общественной палаты РФ в конце апреля стало ясно, что пока даже чиновники Минпросвещения РФ не понимают, будет ли подпадать под ограничения рассказ ветерана ВОВ о своей биографии или нет. Ряд спикеров подчеркнули, что нововведение может создать целый рынок "фальшивых справок и разрешений", а просветители попросту завалят чиновников документацией, сообщил "Коммерсант". Некоторые люди грозят закрыть целые благотворительные фонды, если их деятельность будет ограничена.
Минкультуры просило к второму чтению вывести учреждения культуры из-под действия закона, но это предложение в Госдуме отклонили. Однако пока не исключено, что все же поправки не коснутся этой сферы. Также в Минпросвещения РФ анонсировали, что после майских праздников для общественного обсуждения выпустят второй подзаконный акт, который — им планируется урегулировать международное сотрудничество школ и вузов. Закон должен вступить в силу с 1 июня 2021 года.