По оценке Валентина Макарова, первыми вернутся фрилансеры и те, кто погрузился в жизнь, где есть агрессивные мигранты с Украины, антироссийская фобия и мультигендерность
Масштабы "катастрофы" по отъезду из России программистов значительно преувеличены, считает Валентин Макаров, президент крупнейшего в стране объединения IT-компаний "Руссофт". По его данным, страну на середину марта покинуло около 30 тысяч специалистов, и половина из них может вернуться из-за антироссийской фобии, агрессии или мультигендерности.
Об этом эксперт заявил на площадке "IT-отрасль: курс на импортозамещение как преодоление санкционного кризиса", которая прошла 16 мая в Барнауле в ходе Конгресса предпринимательских объединений края.
"Они хитрые, ловкие и умелые"
"Было много спекуляций на эту тему – что выехал табун программистов, и индустрия умерла. Это не так", – заявил Макаров.
По его оценкам, от релокации специалистов пострадали две сферы. Первая – центры разработки зарубежных корпораций, работавшие в России. Но и здесь, сообщил эксперт, страну покинуло не более трети работников, а две трети "разобрали" отечественные компании:
"Эти люди не захотели уезжать, мы сумели их трудоустроить в России. Они привыкли работать с зарубежным софтом, знают, как он устроен, и могут быть очень полезны в импортозамещении, чтобы перевести качество разработки зарубежных продуктов в новые российские продукты".
Вторые пострадавшие – компании-экспортеры. "Но здесь ситуация еще лучше, потому что такие компании пережили много кризисов и умеют приспосабливаться гораздо лучше зарубежных. Они сумели перевести центры продаж за границу, теперь продают с позиции зарубежных стран, но вся разработка осталась в России, только часть персонала перевели. Поэтому говорить, что отрасль погибла? Конечно, нет. Они хитрые, ловкие, умелые".
Между тем, считает Макаров, уже начался процесс возвращения. В первую очередь фрилансеров и тех, кто "окунулся в эту жизнь, где есть и мигранты с Украины, довольно агрессивные, и антироссийская фобия, и мультигендерность, которая влияет на психику. Это позволяет надеяться, что половина из этих людей вернется в Россию".
Эксперт надеется, что вместе с высвобождением тех кадров, кто не уехал, но остался без работы, снизится дефицит на рынке труда в отрасли.
Сколько айтишников уехало
Напомним, что о "табунах" уезжающих программистов говорила глава группы InfoWatch и соосновательница "Лаборатории Касперского" Наталья Касперская. В конце марта она заявляла, что существует проблема оттока кадров, а в конце февраля – начале марта – "табуны" айтишников, не разбирая дороги, куда-то помчались", в основном в ближайшее зарубежье, писали "Ведомости". Но и она прогнозировала возвращение многих из них.
Хотя Российская ассоциация электронных коммуникаций предрекала в апреле вторую волну IT-эмиграции – до 70-100 тысяч человек. Глава объединения Сергей Плуготаренко на заседании "Развитие IT-отрасли в условиях санкций" в Госдуме в конце марта рассказывал, впрочем, что сдерживают отъезд дорогие билеты, подскочившая стоимость аренды жилья, невозможность проводить денежные транзакции и прочие факторы, писал "Интерфакс".
Почему уезжали IT-специалисты
Эксперты называли несколько причин, по которым программисты принимали решения об отъезде из России.
- Первая – введение санкций, из-за чего специалисты потеряли доступ ко многим эффективным инструментам, которым ежедневно пользовались в работе.
- Вторая – невозможность проведения оплаты от западных заказчиков.
- Третья – работа на компании с европейскими и американскими учредителями.
- Четвертая – политическая, нежелание оставаться в стране из-за негативных оценок спецоперации.
- Пятая – страх оказаться мобилизованным. Были и другие, более частные мотивы.
Между тем отток IT-специалистов и введение санкций крупнейшими мировыми игроками отрасли подвиг минцифры России выпустить пакет мер поддержки, в числе которых освобождение профильных компаний от уплаты налога на прибыль на три года, отсрочка от армии для работников, введение льготных кредитов для компаний (ставки до 3%) и льготной ипотеки для персонала.