Барнаульские торговые центры наконец-то перестали щеголять "дырами", которые оставались после ухода мировых брендов. Рассказываем, кто занял интересные места и что еще произошло в мире шопинга
В барнаульских торговых центрах завершается первая волна изменений после ухода мировых брендов. На освободившихся местах разместились преимущественно российские марки с расширенным ассортиментом. А они, в свою очередь, дали дорогу алтайскому бизнесу. Во вторую волну начался расцвет "новых челноков" и отечественных дизайнеров. Возможно, будет и третья волна перемен, пришел к выводу "Толк", поговорив с местными экспертами.
В 2022 году о приостановке деятельности в России сообщили более 180 международных ретейлеров, об уходе из страны – 23 иностранные компании из сферы торговли и общественного питания. Кроме того, прошло 34 ребрендинга и перехода бизнеса к российским владельцам, пишут "Ведомости" со ссылкой на исследование NF Group.
Перетасовка брендов
Барнаул потерял магазины H&M, которые были представлены в трех больших ТРЦ, а также Zara, Oysho и Stradivarius – суперякоря ТРЦ "Галактика" группы компаний Inditex. Судя по всему, за них бились до конца: уже после того, как витрины занавесили баннерами и двери закрыли рольставнями, манекенов прилежно наряжали в одежду новых коллекций. Но купить ее было невозможно. Это выглядело скорее как насмешка, отмечает стилист Маруся Загорска:
"В барнаульских торговых центрах на протяжении полугода были дыры в прямом смысле. Магазины не давали сами себе ответ: останутся тут работать или нет".
Когда решения были приняты, открылись магазины российских марок. Это произошло в последние два месяца, и они закрыли ассортимент массмаркета.
"За год (с начала СВО. – Прим. ред.) они стали хорошей калькой привычных брендов: не стыдно цитировать Zara, которая цитирует более премиальные марки. Это постмодернизм в самом широком расцвете, который только можно представить в моде", – продолжает Загорска.
Речь идет о развитии группы компаний Melon Feshn Group, которая представляет Zarina, Befree, Love Repablik и Sela. А также турецких мультибрендовых ISTNOVA, Outletium и других.
Кроме того, удалось отвоевать некоторые магазины крупных компаний. Например, Bershka и Pull & Bear, которые также представляла Inditex (перешла группе Daher), удалось сохранить. В ближайшее время они откроются под новыми вывесками, сообщил "Толку" предприниматель Евгений Ракшин, которому принадлежит ТРЦ "Галактика". Это будут Ecru и DUB соответственно.
Уже работают представители польской компании LPP (были представлены в "Арене", "Пионере", "Лето" и др.), которыми теперь владеет китайский консорциум LPP SA. Теперь марка Reserved называется RE, Cropp — CR, Sinsay — CUH.
Больше и разнообразнее
Меняя локации, российские бренды изменили и форматы магазинов, расширив площади и ассортимент.
"В "Весне" Love Repablik размещался на 180 кв. метров. Теперь они такие форматы и близко не рассматривают, требуя площади в шесть-семь раз больше", – говорит управляющий ТРЦ Марсель Сатаев.
"Если раньше они представляли у нас только суперженственную историю, то сейчас привезли все свои линейки, – продолжает Маруся Загорска. – Также поступила и Sela, которая на некоторое время вообще уходила из Барнаула. Она вернулась на огромную площадь и продает, помимо женского, еще и детский ассортимент".
Руководитель отдела аренды ТК "Алтай" Ирина Клюкина ожидает, что новые магазины старых брендов будут лучше и больше прежних: "Более концептуальные и интересные. Будут развиваться ассортиментные линейки и, кроме женских капсул, мы увидим детские и мужские. И не только. Видите, Kari уже ушел в сегмент хозяйственных товаров".
Место местным
Первая волна изменений в ТРЦ на исходе. Крупные центры успешно переманивают к себе магазины, которые ранее были представлены у менее масштабных ТЦ. В "Европе", например, закрылся обувной магазин "Эконика", который теперь базируется в "Галактике". Одновременно с этим развивается вторая волна перемен.
"Брендовых магазинов российского и мирового формата все равно становится меньше. Наступает время новых челноков, – отмечает руководитель агентства недвижимости "Ключ Риэлт" Константин Никитеев. – Только предприниматели теперь не возят товар в больших клетчатых сумках у себя на спине. Они заказывают товар в Китае, Киргизии и других странах и успешно работают. В своем регионе у них ограниченное число магазинов со своими стандартами работы".
Марсель Сатаев добавляет, что многие предприниматели не просто занимаются закупом товаров и ввозом его в страну:
"Они делают ставку на производство коллекций, которые сами и создали. Пытаются создавать собственные бренды. И пусть пока у них мало своих торговых точек – по три-семь магазинов, – но производства уже сформированы. И работа на продажу – дело для них не новое, потому что бизнес начинался с интернет-торговли. Я знаю компании, которые начинали с ноля, а теперь имеют сеть по России в 200 магазинов".
Виталий Крайнов, совладелец компании Krainova.Shop, подтверждает, что в прошлом году они как раз и получили возможность расширить площадь магазина, а также увеличили объем собственного производства с 5 до 30%.
"В марте-апреле, когда ушли мировые бренды, количество покупателей на некоторое время существенно выросло. Для нас освободилась большая локация в крупном ТЦ. Мы ее заняли и теперь думаем о развитии магазинов в новых регионах. Барнаул считаем закрытым. Производство тоже развивается", – добавляет Крайнов.
ТРЦ vs онлайн
Барнаульские торговые центры сейчас конкурируют не только друг с другом. Им приходится бороться с онлайн-магазинами – они также рванули вперед.
Если какие-то электронные площадки раньше торговали только стоковыми или прошлогодними женскими коллекциями, то теперь предлагаются актуальные и направленные на все покупательские сегменты. А на отдельных маркетплейсах появилась специальный раздел, в котором можно посмотреть дизайнерскую одежду.
"Люди в вещевом ретейле стали покупать так же, как в ретейле электроники и бытовой техники, – говорит Ирина Клюкина. – То есть вещь смотрят в большом магазине, а потом заказывают на маркетплейсах, которые стали предлагать более широкий ассортимент".
Это удобно еще и потому, что передвижение по Барнаулу затруднено из-за ремонта моста на Новом рынке. В такой ситуации некоторым проще заказать товар, например, на Lamoda, примерить его за 20 минут и купить понравившееся.
Тренд развивается и в обратном направлении. Интернет-торговля ищет выходы в офлайн. Марсель Сатаев сообщил, что готовит проект для пунктов выдачи товаров магазинов дистанционной торговли. Речь идет не о гигантах Wildberries и Ozon, а о маленьких интернет-магазинчиках, которые торгуют, например, локальными продуктами, книгами, сувенирами, одеждой и т.д.
Еще один конкурент барнаульских ТРЦ – новосибирские "коллеги". Там довольно быстро сориентировались после закрытия магазинов мировых брендов.
"В том числе благодаря тому, что на более высоком уровне развита сеть местных дизайнеров. Там было очень много маленьких шоурумов с миксом российских марок. Они и закрыли образовавшиеся пустоты, – рассказывает Загорска. – И люксовым брендом Dior и Gucci нашлась замена. Их бывшие представители завели премиальные российские марки. У нас реально есть классные современные дизайнеры, которые до сих пор продавались только в московских бутиках".
Турки наступают
Федеральные издания сообщают, что в I квартале 2023 года на российский рынок вышло пять новых турецких брендов, тогда как в аналогичный период прошлого года – один, пишут "Ведомости". В их числе сеть одежды Club, NetWork, AC&Co, Loft.
Плюс запускаются игроки сегмента товаров для дома. К примеру, магазин Madame Coco с собственным производством домашнего текстиля и товаров для интерьера. Ожидается, что до конца этого года в стране заработают еще четыре турецких бренда.
"Мы все эти марки знаем, – рассказывает Александр Георгиев, представляющий УК "Глобус" (управляет ТРЦ "Арена", "Европа", "Пассаж", "Норд вест" и др.). – Но пока ситуация на рынке ТРЦ европейской части России такова, что арендаторам готовы давать невероятно привлекательные условия. В другое время они бы их не получили. Поэтому новички до нас пока доходят только в мультибрендовых шоурумах. Вот когда они доберутся до Новосибирска, их можно будет ждать и в Барнауле".
А пока барнаульские торговые центры развиваются по своему сценарию. Некоторые, кстати, довольно успешно. По словам Виталия Крайнова, уже в январе 2023 года они подняли арендную ставку на 10% и отказываться от услуг ТРЦ ретейлеры не планируют.
Особенно комфортно чувствуют себя дискаунтеры и аутлеты. "Уровень жизни падает. Люди спускаются из "среднего" ценового сегмента товаров в сегмент "средний минус" и далее по цепочке. Они стремятся купить больше товара за те же деньги", – говорит Ирина Клюкина.