Ритейл 2023

Выкрутились: алтайская торговля экстремальный год прошла "без шоковых изменений"

Торговый центр
Торговый центр Фото: Елена Маслова / "Толк"

Алтайские ретейлеры называют прошедший год самым экстремальным, однако и они, и власти признают – мрачные прогнозы годичной давности не сбылись

Несмотря на все экономические потрясения, жители региона физически в 2022 году купили больше товаров, чем за год до этого, а в начале этого – идут в темпе января-февраля прошлого. Об этом говорят данные Алтайкрайстата. Оборот розничной торговли в регионе в 2022-м превысил показатели предыдущего года: без учета инфляции – на 1,3%, с учетом – почти на 18%. Александр Евстигнеев, начальник краевого управления по предпринимательству, считает, что сейчас уже можно говорить – мрачные прогнозы весны прошлого года не сбылись. А бизнес называет прошедший год экстремальным.

Сдержанное потребление

Данные Алтайкрайстата показывают, что продуктов и напитков в прошлом году в регионе продали больше на 4,8%, а непродовольственных товаров – на 2% меньше.

"Да, есть небольшое падение по этой группе. Но мы помним, что произошло в начале прошлого года – недружественные государства ввели глобальные санкции, некоторые бренды заявили о приостановке работы или уходе. Нестабильность ситуации и отсутствие ясного прогноза привели к сдержанной политике потребления. Люди стали немного сохранять средства, чтобы оценить обстановку и прогнозировать дальнейшую жизнь", – говорит Евстигнеев.

Новые челноки и амбициозные постмодернисты заселяют торговые центры Барнаула

Барнаульские торговые центры наконец-то перестали щеголять "дырами", которые оставались после ухода мировых брендов. Рассказываем, кто занял интересные места и что еще произошло в мире шопинга

Кроме того, добавил он, заметную долю в показателях по обороту непродовольственных товаров занимают дорогие покупки, например автомобили, а этот рынок просел в крае на 42%.

"По итогам первого квартала мы наблюдаем сдержанное потребление – на уровне прошлого года. Но эти три месяца включают "неживой" январь – после сверхактивного декабря, поэтому по этим показателям не совсем корректно судить о том, как будет складываться ситуация по году", – добавил начальник управления.

В любом случае, говорит он, торговля пережила прошлый год "без шоковых изменений, и сейчас ситуация если не идет в рост, то стабилизировалась".

Это утверждение подтверждают и финансовые показатели. Отчетность еще не всех алтайских ретейлеров за 2022 год есть в доступе, однако цифры ТС "Аникс", "Новэкс", "Торгсервис 22" (развивает в крае магазины федеральных сетей "Маяк" и "Светофор") показывают, что продавцы не только значительно нарастили оборот, в том числе за счет роста цен, но и сработали с уверенной чистой прибылью.

Например, ТС "Аникс" увеличила выручку с 10 до 12 млрд рублей (данные "Спарк Интерфакс"), а чистую прибыль – с 62 до 108 млн. У "Торгсервис 22" эти показатели возросли так: выручка – с 6,6 до 8,2 млрд, прибыль – с 212 до 237 млн рублей.

Перестраивались на ходу

Между тем говорить о том, что рынок ретейла не испытал потрясений и сохранил статус-кво с точки зрения его внутреннего содержания, не приходится.

Федеральная сеть в Алтайском крае откроет жесткий дискаунтер Чижик

Такой формат предполагает экономию на организации работы магазина. Там, например, меньше продавцов, а товар выкладывается в коробках

Уход из страны мировых брендов или приостановка их работы серьезно встряхнули рынок торговли. Многим ТЦ пришлось искать новых ключевых арендаторов на топовые площади. Сетям – срочно, пока не закончились складские запасы, искать замену привычным для покупателей маркам продуктов, косметики, бытовой химии, одежды и т.д.

Хардкора добавлял сбой всех логистических цепочек, бешеные колебания курсов валют, ломка отношений "производитель – продавец", в которых каждая сторона пыталась себя подстраховать в новых финансовых реалиях. Да и покупатели то сметали с полок сахар, то, как обычно бывает в кризис, затаивались и сознательно тратили меньше.

"За все последнее время этот год был самым экстремальным. Какие-то поставщики уходили с рынка, нужно было в экстренном порядке их товары замещать. Искали новых, – рассказывал altapress.ru руководитель сети "Мария-Ра" Александр Ракшин. – Сначала этот процесс чем-то напоминал 1990-е, когда главным было любой ценой поставить товары на полку".

Представители отрасли утверждают – им приходилось крайне оперативно реагировать на изменения. И в результате ситуация стабилизировалась. Еще остаются точечные проблемы – весной этого года Ракшин, например, рассказывал о перебоях с поставками лука из Казахстана. Но в целом логистика наладилась, заработал более дорогой, но уже доступный параллельный импорт, появились новые поставщики.

"Да, некоторые бренды ушли. И посмотрите, насколько оперативно произошло их замещение. В ТЦ на их площадях встали другие бренды – примерно с такой же ценовой политикой, такого же качества. Не менее востребованные. И потребители не сократили активность в посещении торговых центров, и их собственники не снизили темпы работы по привлечению новых партнеров", – прокомментировал "Толку" Евстигнеев.

Это подтверждали и представители ТЦ, по словам которых на освободившихся площадях разместили российские бренды – с гораздо большим ассортиментом, новыми форматами и успешными "цитатами" ушедших мировых марок в коллекциях.

"Идем по красным ценникам"

Однако новая реальность диктует и новые тренды.

Курс на неправильное: барнаульские эксперты назвали главные тренды в моде-2023

Этой весной модно практически все, говорят эксперты, главное – контекст, уместность и желание создать свой индивидуальный стиль

"У всего ретейла идет снижение показателей. Доходность удерживалась за счет роста цен, но в конце года она пошла вниз. Падает покупательская способность населения, и первыми это, как всегда, почувствовали ретейлеры", – рассказывал Александр Ракшин.

И производители, и ретейлеры констатируют: покупатели ходят в магазинах по акционным ценникам.

"Сейчас тенденция совершенно очевидная – в сетях продаются либо бренды, либо товар по акции. Мы как потребители, заходя в магазин и видя на полках 25 тысяч наименований, идем по красным ценникам", – говорил "Толку" Семен Байкалов, руководитель компании "Тейси".

Падение покупательской способности приводит и к тому, что вновь становится популярным формат дискаунтеров. Так, в Барнаул осенью планирует зайти сеть такого ценового сегмента "Чижик", которую развивает Х5 Group с предельно лаконичным дизайном, ассортиментом товаров повседневного спроса со значительной долей собственных торговых марок (СТМ).

В 2022 году в Алтайском крае количество торговых объектов выросло на 149 единиц, в том числе сети открыли 86 объектов. В первом квартале этого года сети запустили 18 магазинов, а в целом открылось 43 новых торговых точки.
В магазины Алтайского края вернулась оригинальная Coca-Cola

Теперь россияне могут покупать колу, которую привозят из Грузии, Казахстана, Польши, Венгрии, Ирана, Киргизии, Узбекистана и Афганистана

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей