Алтайские ретейлеры называют прошедший год самым экстремальным, однако и они, и власти признают – мрачные прогнозы годичной давности не сбылись
Несмотря на все экономические потрясения, жители региона физически в 2022 году купили больше товаров, чем за год до этого, а в начале этого – идут в темпе января-февраля прошлого. Об этом говорят данные Алтайкрайстата. Оборот розничной торговли в регионе в 2022-м превысил показатели предыдущего года: без учета инфляции – на 1,3%, с учетом – почти на 18%. Александр Евстигнеев, начальник краевого управления по предпринимательству, считает, что сейчас уже можно говорить – мрачные прогнозы весны прошлого года не сбылись. А бизнес называет прошедший год экстремальным.
Сдержанное потребление
Данные Алтайкрайстата показывают, что продуктов и напитков в прошлом году в регионе продали больше на 4,8%, а непродовольственных товаров – на 2% меньше.
"Да, есть небольшое падение по этой группе. Но мы помним, что произошло в начале прошлого года – недружественные государства ввели глобальные санкции, некоторые бренды заявили о приостановке работы или уходе. Нестабильность ситуации и отсутствие ясного прогноза привели к сдержанной политике потребления. Люди стали немного сохранять средства, чтобы оценить обстановку и прогнозировать дальнейшую жизнь", – говорит Евстигнеев.
Кроме того, добавил он, заметную долю в показателях по обороту непродовольственных товаров занимают дорогие покупки, например автомобили, а этот рынок просел в крае на 42%.
"По итогам первого квартала мы наблюдаем сдержанное потребление – на уровне прошлого года. Но эти три месяца включают "неживой" январь – после сверхактивного декабря, поэтому по этим показателям не совсем корректно судить о том, как будет складываться ситуация по году", – добавил начальник управления.
В любом случае, говорит он, торговля пережила прошлый год "без шоковых изменений, и сейчас ситуация если не идет в рост, то стабилизировалась".
Это утверждение подтверждают и финансовые показатели. Отчетность еще не всех алтайских ретейлеров за 2022 год есть в доступе, однако цифры ТС "Аникс", "Новэкс", "Торгсервис 22" (развивает в крае магазины федеральных сетей "Маяк" и "Светофор") показывают, что продавцы не только значительно нарастили оборот, в том числе за счет роста цен, но и сработали с уверенной чистой прибылью.
Например, ТС "Аникс" увеличила выручку с 10 до 12 млрд рублей (данные "Спарк Интерфакс"), а чистую прибыль – с 62 до 108 млн. У "Торгсервис 22" эти показатели возросли так: выручка – с 6,6 до 8,2 млрд, прибыль – с 212 до 237 млн рублей.
Перестраивались на ходу
Между тем говорить о том, что рынок ретейла не испытал потрясений и сохранил статус-кво с точки зрения его внутреннего содержания, не приходится.
Уход из страны мировых брендов или приостановка их работы серьезно встряхнули рынок торговли. Многим ТЦ пришлось искать новых ключевых арендаторов на топовые площади. Сетям – срочно, пока не закончились складские запасы, искать замену привычным для покупателей маркам продуктов, косметики, бытовой химии, одежды и т.д.
Хардкора добавлял сбой всех логистических цепочек, бешеные колебания курсов валют, ломка отношений "производитель – продавец", в которых каждая сторона пыталась себя подстраховать в новых финансовых реалиях. Да и покупатели то сметали с полок сахар, то, как обычно бывает в кризис, затаивались и сознательно тратили меньше.
"За все последнее время этот год был самым экстремальным. Какие-то поставщики уходили с рынка, нужно было в экстренном порядке их товары замещать. Искали новых, – рассказывал altapress.ru руководитель сети "Мария-Ра" Александр Ракшин. – Сначала этот процесс чем-то напоминал 1990-е, когда главным было любой ценой поставить товары на полку".
Представители отрасли утверждают – им приходилось крайне оперативно реагировать на изменения. И в результате ситуация стабилизировалась. Еще остаются точечные проблемы – весной этого года Ракшин, например, рассказывал о перебоях с поставками лука из Казахстана. Но в целом логистика наладилась, заработал более дорогой, но уже доступный параллельный импорт, появились новые поставщики.
"Да, некоторые бренды ушли. И посмотрите, насколько оперативно произошло их замещение. В ТЦ на их площадях встали другие бренды – примерно с такой же ценовой политикой, такого же качества. Не менее востребованные. И потребители не сократили активность в посещении торговых центров, и их собственники не снизили темпы работы по привлечению новых партнеров", – прокомментировал "Толку" Евстигнеев.
Это подтверждали и представители ТЦ, по словам которых на освободившихся площадях разместили российские бренды – с гораздо большим ассортиментом, новыми форматами и успешными "цитатами" ушедших мировых марок в коллекциях.
"Идем по красным ценникам"
Однако новая реальность диктует и новые тренды.
"У всего ретейла идет снижение показателей. Доходность удерживалась за счет роста цен, но в конце года она пошла вниз. Падает покупательская способность населения, и первыми это, как всегда, почувствовали ретейлеры", – рассказывал Александр Ракшин.
И производители, и ретейлеры констатируют: покупатели ходят в магазинах по акционным ценникам.
"Сейчас тенденция совершенно очевидная – в сетях продаются либо бренды, либо товар по акции. Мы как потребители, заходя в магазин и видя на полках 25 тысяч наименований, идем по красным ценникам", – говорил "Толку" Семен Байкалов, руководитель компании "Тейси".
Падение покупательской способности приводит и к тому, что вновь становится популярным формат дискаунтеров. Так, в Барнаул осенью планирует зайти сеть такого ценового сегмента "Чижик", которую развивает Х5 Group с предельно лаконичным дизайном, ассортиментом товаров повседневного спроса со значительной долей собственных торговых марок (СТМ).