Уже не уездный, но еще и не индустриальный Барнаул восстанавливался после страшного пожара 1917 года, строил стадионы, открывал театры и верил, что Марс вот-вот спалит Землю огнем
Двадцатые. В Европе и Америке этому десятилетию всегда давали красочные эпитеты – "ревущие", "бурные", "золотые". Для многих стран это время стало периодом экономического подъема, конец которому в 1929 году положила Великая депрессия. Вместе с тем на территории нашей страны разворачивались знаковые события – только что случилась революция, отгремела Гражданская война, пришла Новая экономическая политика, возник Советский Союз, а затем начались индустриализация и коллективизация.
Барнаул, несмотря на свою отдаленность от центральной части страны, также не оставался в стороне от этих эпохальных событий. В 20-е годы XX века город медленно приходил в себя после пожара 1917 года. Многие здания так и не были восстановлены, другим повезло больше.
Так, например, в рассматриваемое десятилетие был реконструирован и перестроен под новые нужды знаменитый Дом начальника Алтайского горного округа. Изменилась не только его внутренняя планировка и фасады, но и размеры – здание увеличилось в объемах.
В 1921 году в Барнауле в результате слияния творческих коллективов губернии появляется будущий Алтайский краевой театр драмы им. В. М. Шукшина. Свой первый сезон труппа открывает героической драмой "Трильби".
Растет в Барнауле и любовь к спорту. Еще в начале десятилетия в городе насчитывалось несколько футбольных площадок: над берегом Барнаулки в районе старого базара, на пустыре между ул. Сузунской (с 1927 г. – ул. Интернациональная) и ул. Павловской (с 1922 г. – ул. Анатолия) и у Демидовского столпа. В 1923 году в городе появляется команда СТС – советских торговых служащих, для игр и тренировок которой выделяют еще одно место – между Острожским (с 1927 г. – Комсомольский) и Советским (с 1924 г. – Ленинский) проспектами. Спустя еще четыре года, в 1927-м, на этом месте достраивают футбольный стадион "Динамо" и стрелковый тир.
В июне 1929 года в Барнауле начал действовать первый маршрут общественного транспорта, соединявший площадь Свободы, Социалистический проспект и ж/д вокзал.
Если взглянуть на периодику того времени, то на передний план выходит несколько тем – экономика, меняющееся положение женщины в обществе и ликвидация безграмотности. Писали в то время газеты и о мировых новостях, да и научных статей не чурались. Последние, впрочем, не всегда шли на пользу обществу. Так, в номере печатавшегося в Барнауле издания "Красного Алтая" от 2 октября 1924 года рассказывается, какой переполох в селе Кашино произвела на крестьян заметка о приближении Марса к Земле.
"Одни говорили, что Марс спустится на Землю и всех придавит, другие – что не спустится, а только издали будет палить, как огнем, а третьи даже уверяли, что загорится земля и небо, и настанет "свет-конец". <…> Многие побросали полевые работы и начали строить убежища для спасения – копать по берегу реки Алей ямы. <…> Некоторые помазали двери и окна глиной и тестом и позакрывали трубы, дабы огонь от Марса не попал в избу".
В то же время в Шипуново к возможному концу света отнеслись со смирением: "мылись “напоследок” в бане, понадели чистое белье и покорно ждали кончины".