Графический дизайнер при помощи краеведов моделирует облик старого Барнаула – каким он был до великого пожара 1917 года. На основе проекта планируют создать видеоигру, но на это нужно 100 млн рублей
Команда энтузиастов создает компьютерную реконструкцию города, которого больше нет: проект "Барнаул 1917" показывает улицы и архитектуру краевой столицы до знаменитого пожара 107-летней давности. Пользователи могут не только рассмотреть объекты в разных проекциях, но и "прогуляться" по старому Барнаулу как в видеоигре, заглянув в купеческую лавку или синематограф. Именно полноценная игра с детективным сюжетом и дорогими спецэффектами – то, чем авторы видят проект в своих смелых мечтах. Они надеются, что в их исполнении им помогут инвесторы и барнаульцы, влюбленные в историю города.
Восставший из пепла
Основная площадка проекта "Барнаул 1917" – одноименный паблик в ВК. За графический дизайн отвечает Александр Пошелюжин. Благодаря его труду подписчики могут разглядеть 3D-модели "осколков" старого Барнаула в разных проекциях: Горную аптеку и аптеку Крюгер, Торговый дом купца Морозова на ул. Ползунова, здание одной из первых городских электростанций предпринимателя Платонова, дом Лесневского, ансамбль Демидовской площади – всего больше 300 объектов.
Александр "рисует" старый город таким, каким он был до великого пожара 1917 года. Это модели как существующих зданий, так и тех, что или уничтожил огонь, или перестроили. Одна из последних публикаций проекта – анимированное изображение знаменитой конторы Морозова, выстоявшей в той катастрофе, но по иронии судьбы сгоревшей уже в наши дни.
Первые макеты, продолжает собеседник, он начал создавать еще в "ковидные" годы: это была модель Соборной площади (сейчас – площади Свободы).
"Изначально я хотел сделать карту по типу 2ГИС. Просто прямоугольные домики, вид сверху. Нажимаем на домик – получаем информацию, когда он был построен, когда уничтожен – справочник в чистом виде. Но потом сделал несколько моделей домов, они классно выглядели, их можно было вертеть с разных сторон. Понял, что так это лучше будет смотреться", – продолжает дизайнер.
Помимо реконструкций отдельных памятников, авторы проекта создали приложение-симуляцию, с помощью которого можно "пройтись" по целым улицам и кварталам дореволюционного Барнаула. Пока оно доступно в демо-версии, которая будет постепенно "обрастать" новыми цифровыми моделями.
"Дорисовать" пазл
"В 1917-м город потерял огромную часть классной архитектуры. К тому же у нас есть сложности с доступностью материала: чем дальше в прошлое, тем меньше фотографий и чертежей. Есть проблема, с которой я постоянно сталкиваюсь, – вся информация об исторической городской среде разрозненна, ее очень мало, много белых пятен. И все это еще наполовину из пальца высосано, много противоречивых сведений", – рассказывает Александр.
С материалами проекту помогают историки и краеведы. Иногда работа превращается в настоящий детектив: так энтузиасты смогли пролить свет на многие архитектурные загадки.
"Самое, наверное, мощное здание – это пассаж купца Смирнова. Причем мы смогли его изобразить именно в том виде, в каком оно было перед пожаром. Многие фотографии показывают, каким оно было до 1914 года. А в 1914-м оно тоже горело, после чего его перестроили. И в таком виде его еще никто не видел", – комментирует Александр одну из последних работ.
Безвозвратно утраченный пассаж Смирнова считался самым большим торговым центром тогдашнего Барнаула. Своими фасадами он выходил сразу на три улицы: сегодня это пр. Ленина, улицы Пушкина и Гоголя.
Еще одной своей гордостью команда проекта "Барнаул 1917" считает воссозданный облик и архитектурный контекст кинотеатра "Иллюзион". Достоверно установить его расположение помог краевед Алексей Челомбитко: поработав в архивах, он выяснил, что синематограф находился на месте, которое сейчас имеет адрес Пушкина, 45 – сегодня там тоже стоит историческое здание, но оно, утверждает эксперт, было построено уже после пожара, а не до него, как считалось раньше.
Кстати, благодаря добытым чертежам Александру удалось смоделировать "Иллюзион" вместе с интерьером, и с помощью мышки пользователь сможет попасть "внутрь" заведения.
Такую же функцию дизайнер предусмотрел и для одной из оружейных лавок. Виртуальную прогулку также можно будет совершить и по торговым залам знаменитого суховского "алкомаркета", который в наши дни превратился в ТЦ "7 континент".
В ходе работы над проектом команда даже сделала своеобразный исторический "алаверды": авторы сумели визуализировать дом и фотоателье известного барнаульского фотографа Сергея Борисова, благодаря снимкам которого мы сегодня как раз и знаем, как выглядел город рубежа XIX–XX веков.
О Борисове, кстати, недавно сняли документальный фильм: его автор – журналист телеканала "Толк" Николай Потешкин.
"Проект "Барнаул 1917" воссоздал по найденным мной архивным документам утраченный в 1917 году дом Сергея Борисова, в котором без преувеличения перебывали если не все, то почти все дореволюционные жители Барнаула, да и не только они, но и многочисленные жители окрестностей города. Вы первые, кто в новейшей истории видит внешний вид этого знакового для истории города дома. "Хозяйство" у Борисова было немаленькое: производственное помещение, баня, скотный двор, службы, установленный в 1904 году в подвальном каменном помещении керосиновый двигатель и емкости для воды, первое в Сибири машинное производство фотобумаги", – поделился в своих соцсетях Алексей Челомбитко.
Несмотря на изобилие ретроснимков, работать с ними дизайнеру непросто: фото из интернета, как правило, теряют в качестве. Но здесь "выручили" подлинные старинные открытки с видами Барнаула, которые Александр отыскал на электронном аукционе.
"Обычно все, что в интернет выкладывают, имеет разрешение 300 dpi. У реальных фотографий, конечно, детализация мощнейшая. Но их негде достать. Я специально спрашивал у всех, кто у нас занимается антиквариатом, – никто в нашем городе их не продает. Открытки я купил на аукционе "Мешок". У них разрешение 2400 dpi – это очень много", – рассказал Александр.
Игра с барнаульским сюжетом
Техническая "кухня" проекта "Барнаул 1917" построена на нескольких компьютерных программах. В создании модели города Александр опирается на спутниковые снимки. Сами сооружения дизайнер "рисует" в знакомом всем фотошопе.
"Сначала в фотошопе делаю что-то вроде чертежа: отрисовываю одну фронтальную стену в тех пропорциях, которые удается определить по фотографиям. Плюс есть еще опорные здания, которые сохранились, я их использую как отправную точку. Например, у нас сохранилось здание женской гимназии на ул. Пушкина. И соответственно, я по фотографиям могу определить высоту соседнего здания", – объясняет дизайнер.
Картинка оснащается функцией навигации и "собирается" воедино уже в специальном редакторе для создания видеоигр.
"Потом нужно расширить модель, где это можно, и дополнить интерактивностями. Последняя моя фишка – карта центральной части города, на которой звездочкой показано, где мы находимся, как в видеоиграх. Еще предстоит сделать рельеф – сейчас это все в одной плоскости", – рассказывает дизайнер.
Пока в симуляции использованы минимальные спецэффекты вроде летающих птиц и плывущих облаков. В планах Александра Пошелюжина – "заселить" старинный Барнаул людьми и животными, улучшить детализацию. Но для этого, скорее всего, придется прибегнуть к помощи более продвинутых дизайнеров. Нарисовать фигурку одного человека на заказ стоит 1-1,5 тыс. рублей, говорит собеседник. Конечным итогом работы над реконструкцией авторы проекта видят полноценную видеоигру.
"Чтобы сделать ее так, как мы хотим – с квестами, персонажами, сюжетом, – нужно минимум 100 млн рублей. Над сюжетом еще не думали, но, скорее всего, он будет связан с расследованиями. В интернете можно найти выпуски газеты "Жизнь Алтая", там много информации о городской жизни, ее можно использовать. Я читаю, делаю выписки. Например, у пассажа Смирнова ходили мальчишки, которые разносили газеты, писали, что между ними случались драки. Это тоже можно интегрировать в сюжет", – делится планами дизайнер.
Авторы проекта находятся в активном поиске спонсоров: пока "Барнаул 1917" работает исключительно на энтузиазме и редких донатах от подписчиков.
"Сейчас это некоммерческий проект. Но очевидно, что у него есть возможности монетизации. Первое, что мы увидели, – это, конечно, грант. Но пока только знакомимся с этим процессом. Понятно, что если мы заявляемся на президентский грант, то это большая ответственность – очень много отчетности, ошибиться нельзя. Сейчас Александр погрузился в различные летописи, заметки о жизни в Барнауле. Это дает большую пищу для создания игрового сюжета. Если в это будет интересно играть, можно интегрировать туда рекламу, спонсорство. Пока проект развивается постепенно – он рождается, как ребенок", – размышляет менеджер проекта Григорий Соколов.
Авторы проекта, по их словам, также рады любым интересным сведениям о городе, которые могли бы обогатить интерактивное 3D-полотно.
На странице "Барнаул 1917" также можно прочесть разные заметки об истории Барнаула. Например, совсем недавно там опубликовали фото первой телеграммы, отправленной с Алтая в столицу империи.