Как неэффективная система стирки белья в больницах привела к делу Завалихина

Пена
Пена Фото: Freepik.com

Счетная палата провела масштабный аудит того, насколько эффективно ежегодно тратят более 100 млн рублей на стирку белья в больницах Алтайского края

Раздутые штаты, избыточные площади и сомнительные схемы госзакупок – такие нарушения нашла Счетная палата Алтайского края, изучив, как работали прачечные в больницах региона или кому и на каких условиях стирку передавали на подряд в 2018-2021 годах. Результаты этой проверки стоили свободы лидеру алтайских "афганцев" и экс-депутату гордумы Барнаула Сергею Завалихину.

Палата проверила 102 из 155 краевых медорганизаций. Оказалось, что в 77 белье стирают в своих прачечных, 20 – отдают на аутсорс, а пять хоть и имеют собственные мощности, но привлекают подрядчиков.

Общая сумма неэффективных расходов на содержание прачечных в краевых медучреждениях за 2019-2021 годы составила 85 млн рублей, говорится в отчете.

Вывели "ветеранов" на чистую воду

"На аукционах завышалась цена при участии подставных фирм, ограничивалась конкуренция за счет выставления технических условий в документации – и лот доставался определенному поставщику по цене выше рыночной до двух раз. Это самая используемая схема, когда те или иные распорядители бюджетных средств и их контрагенты хотят добиться целей, отличных от уставных", – сказал глава Счетной палаты Виктор Миненок накануне своего отчета 6 июня о схеме, которая в 2022 году привела к аресту Сергея Завалихина.

А началась история с того, следует из отчета, что в 2018 году минздрав края дал поручение Центру материнства и детства провести торги и отдать на аутсорс стирку белья, а также передать в аренду больничную прачечную. В 2019 году Центр провел аукцион и заключил контракт на 500 тысяч рублей с единственным участником – краевой общественной организацией ветеранов войн, которую в Счетной палате для краткости назвали Обществом ветеранов, ее возглавляет Завалихин. Она арендовала и прачечную.

Замглавы алтайского минздрава Сергей Насонов написал заявление об увольнении

Таким образом, у руководителя регионального министерства Дмитрия Попова фактически остается только один заместитель в лице Натальи Белоцкой

В 2020 году Центр материнства заключил три контракта на 9,8 млн рублей, во всех случаях – снова с Обществом ветеранов, единственным участником. В 2021 году – еще два. Конкуренции практически не было.

Средняя стоимость стирки 1 кг белья по итогам торгов составляла от 49,9 до 63,5 рубля. При этом себестоимость в собственной прачечной Центра материнства в 2019 году составляла 36 рублей, а могла бы и быть в полтора раза меньше, если бы более рационально организовала процесс.

Чтобы определить начальную цену контрактов, Центр материнства использовал коммерческие предложения пяти компаний, из которых, согласно ЕГРЮЛ, только Общество ветеранов занималось стиркой. Остальные четыре юрлица ("Евро-Н", "Дакки холл", "Золотой Октябрь" и "АРГР "Рост") принимали участие только в тех закупках, участником которых являлось Общество. И ни одно из них ни разу не становилось победителем на торгах.

В декабре 2020 года Центр госзакупок региона обязал краевой госпиталь для ветеранов войн, кардиодиспансер, краевой перинатальный центр, Центр материнства, роддом №2 поучаствовать в совместных торгах, организованных минздравом. Предмет – все тот же.

Госпиталь, кардиодиспансер и роддом разместили такие заявки, хотя у первых двух есть свои прачечные. Начальная цена вновь определялась по предложениям Общества ветеранов, аффилированного с ним "Дакки холл" и "Евро-Н".

Контракт заключили с Обществом ветеранов. Кардиодиспансер позже от исполнения отказался, продолжая стирать белье самостоятельно за 26,8 рубля за кг. Госпиталь и роддом заключили контракты на 911 тысяч и 3,9 млн соответственно. Эти медучреждения фактически белье у Общества ветеранов не арендовали, а использовали свое, и стирали его за 64,7 рублей за кг. Госпиталь стал на это тратить в 1,5 раза больше, чем прежде, роддом – в 2,6 раза.

В сентябре 2021 года контракт в Обществом заключил и онкодиспансер (65 рублей за кг). В 2022-м подрядчиком стал "Алтайресурс-Снаб", аффилированный с компанией Завалихина. Стоимость стирки возросла на 22,6%. Более того, диспансер, имея на складах более 8 тысяч единиц нового белья, арендовал другое у подрядчика.

Сведения, собранные Счетной палатой, и ее выводы легли в основу будущего уголовного дела. Сергея Завалихина арестовали в декабре 2022 года. Ему несколько раз продлевали содержание под стражей, последний раз – 17 мая. По неподтвержденной информации, недавно он мог принять решение о возмещении ущерба.

Единственный неповторимый

Адвокат рассказал, в чем обвиняют лидера алтайских афганцев Сергея Завалихина

Уголовное дело Сергея Завалихина связано с принадлежащей ему фирмой. Под стражей также оказался и директор этой организации

Однако историей с Обществом ветеранов перечень нарушений или сомнительных торгов вовсе не исчерпывается. Счетная палата обнаружила неоднозначные истории и в других территориях. Вот несколько примеров.

Бийск. В 2019-2020 годах белье трех больниц стирала компания "Клининг Люкс". Цена за 1 кг – 73-75 рублей. Чтобы определить начальную цену торгов, медорганизации использовали коммерческие предложения двух фирм (включая "Клиннинг Люкс"), собственником и директором которых был один и тот же человек. Обе располагаются по одному адресу. Контракты заключались с единственным участником по начальной цене лота.

Рубцовск. Белье семи больниц стирали в основном две компании – "Химчистка" и "Коммунальные услуги и благоустройство" ("КУБ"). При этом начальная цена на торгах практически не снижалась.

Например, в 2019 году на лот по стирке белья для онкодиспансера заявились "КУБ" и некая "Нок Нэвис" из Хабаровска, основной вид деятельности которой – производство электромонтажных работ. На этом аукционе цена сократилась лишь на 1%.

В 2020 году из семи торгов шесть признали несостоявшимися из-за поступления только одной заявки – от "КУБ", с этой фирмой и заключили контракт.

А вот в 2021 году на рынок зашли еще два участника, и цена сразу начала падать. Но без нюансов тоже не обошлось. Например, на лот по стирке белья для стоматологической поликлиники в 2022 году заявились три претендента: "Химчистка", "КУБ" и ИП Масленников. Цена упала на 85,5% – до 10,6 рубля. Выиграла "Химчистка". Но спустя 3,5 месяца контракт расторгли по соглашению сторон. А новый заключили уже с единственным поставщиком – фирмой "КУБ" по цене 73,3 рубля.

15 из 25 краевых медорганизаций, отдававших стирку белья на подряд в 2019-2021 годах, заключали договоры по ценам, значительно более высоким, чем сложились в конкурентном Барнауле, пришли к выводу в Счетной палате.

Сами с тазами

Без уголовного дела. Стали известны подробности увольнения замминистра Гордеева

Как уточнили в прокуратуре, представление о непринятии чиновником мер по урегулированию конфликта интересов было внесено губернатору Томенко в ноябре 2022 года

Однако исследование Счетной палаты вовсе не ограничилось изучением торгов. Специалисты копали глубже и выявили в целом мало эффективную работу по организации стирки белья в больницах.

В палате выяснили: в тех больницах, где есть свои прачечные (а их 77), нагрузка на персонал разнится в сотни раз – от 1 кг до 264 кг белья в смену на одного работника. Меньше всего – в специализированном Доме ребенка Бийска и Алтайской ЦРБ (1-1,4 кг в смену на человека), больше – в краевой больнице (264 кг). При этом, сравнили в Счетной палате для ясности, в частной прачечной на работника в среднем приходится 400 кг белья в смену.

В больницах же края с собственными прачечными почти в половине нагрузка на работника составляла до 20 кг белья в смену, а больше 100 кг – лишь в пяти стационарах.

Почему это важно? Низкая нагрузка при необходимости содержать и саму прачечную, и ее работников – это повышенные расходы из бюджета, проще говоря, неэффективность затрат.

В палате приводят наглядный пример. Себестоимость стирки 1 кг белья варьировалась от 20 рублей (в роддоме №1 Барнаула) до 1 048 рублей в Алтайской ЦРБ. Разница – в 51 раз. В большинстве больниц со своими прачечными себестоимость составляла от 35 до 100 рублей.

Причем местоположение стационара условно в Барнауле, где высокий трафик пациентов, не гарантировало низкой себестоимости. Даже среди больниц столицы края разница в цене стирки была кратной.

Да и в районах картина оказалась очень пестрой. Например, в Мамонтовской ЦРБ стирка 1 кг белья обходилась в скромные 21,8 рубля, а в Алтайской – в 1 048 рублей. А все потому, что в Мамонтово нагрузка на одну прачку была 60 кг в смену против 1,4 кг в Алтайском. И в первой больнице работал один человек, а во второй два – при сопоставимых зарплатах. То есть в Алтайском два человека стирали 3 кг белья в смену. В бийском специализированном Доме ребенка и вовсе на нагрузку 5 кг белья в смену приходилось шесть человек штата.

Как кривые расчеты, злоупотребления и эхо пустых палат привели ЦРБ к долгам

Минздрав объяснил, как формируются бюджеты ЦРБ, почему не спасает подушевое финансирование и кто получает зарплаты в 170 тысяч рублей

Зарплаты у прачек, конечно, низкие – в 2021 году колебались от 14 до 38,5 тысячи рублей. Однако размер оплаты опять же не соотносился с нагрузками. Например, одну и ту же сумму в 28,5 тысяч рублей получал работник в краевой больнице, где в смену он должен был обработать 264 кг, и в Кулундинской ЦРБ, где на прачку приходилось 14 кг, то есть в 19 раз меньше.

А в упомянутом выше бийском Доме ребенка зарплата составляла 18,9 тысячи. Но с учетом шести работников, фонд оплаты труда в себестоимости стирки превышал 90%, и обработка 1 кг обходилась в 947 рублей.

И даже в самых загруженных стационарах зарплаты работником не коррелировались с объемами. Например, краевой больнице, где больше всего белья приходится на одного работника (264 кг), платят 25,8 тысячи рублей, а в больнице скорой помощи и в краевой офтальмологии – 38,5 тысячи и 35,9 тысячи соответственно. Но нагрузка там составляет 152 кг и 91 кг

Также Счетная палата нашла избыточные площади, неадекватные объемам работ, и выявила неполную загрузку оборудования. А это тоже дополнительные расходы бюджета. "Более 40% краевых медорганизаций имеют избыточные площади прачечных", – говорится в отчете.

Анализ расходов показал, что при рациональном подходе можно добиться невысокой себестоимости стирки белья. Как, например, в Мамонтовской и Ребрихинской ЦРБ.

Из 77 больниц, стирающих белье самостоятельно, у 62 "существуют резервы для повышения эффективности работы прачечных", сделали вывод в Счетной палате.

Полезная конкуренция

Счетная палата в целом уделила большое внимание вопросу себестоимости. Все потому, что именно эта цифра в итоге учитывается и при организации торгов по выбору подрядчиков для тех больниц, где стирку отдали на аутсорсинг (таких 25).

По итогам аукционов, средняя цена стирки 1 кг белья у коммерческих фирм Барнаула в 2019-2021 годах составляла 31-35,2 рубля. И именно в столице края оказался наиболее конкурентный рынок – несколько фирм постоянно участвуют в торгах. В 2021 году из 16 закупок 12 выиграли два предприятия – "АА-Первая клининговая компания" и "Радуга Плюс".

Цену снижали существенно, в ряде случаев – более чем на 80%. В итоге цена за 1 кг падала ниже 20 рублей. В других городах и районах она варьировалась от 11 до 180 рублей.

Влияние конкуренции на экономию бюджетных денег Счетная палата продемонстрировала на примере Заринска. Городская больница провела аукцион, по итогам которого цена за 1 кг составила 20,6 рубля. А наркодиспансер Заринска провел закупку у единственного поставщика, и в этом случае стоимость составила уже 70,1 рубля.

Счетная палата сделала вывод: в результате принятия управленческих решений о проведении торгов, с учетом отсутствия реальной конкуренции "общая сумма неэффективных расходов, связанных с арендой, стиркой и обработкой белья, в 66 краевых медицинских организациях" составила 108,7 млн рублей.
Правда ли,что лидеру алтайских афганцев Сергею Завалихину предъявили обвинение

Что конкретно инкриминируют Сергею Завалихину, пока еще не известно. Сам барнаульский общественник по-прежнему остается в СИЗО

Лента новостей