В некоторых случаях врачи могу научить пациентов ответственному самолечению, а в некоторых требуется постоянный контроль специалистов
Когда человек сталкиваются с каким-либо заболеванием, то чаще всего он не спешит на прием к специалистам, а лечится сам. Зачастую такое лечение не доводят до конца, поэтому оно несет за собой серьезные последствия – переход в хроническую форму или различные осложнения. "Толк" выяснил, в каких случаях самолечение представляет опасность для здоровья, а в каких может быть оправданным и позволяет снизить нагрузку на систему здравоохранения.
"Синдром запоздалого клиента"
По данным международной исследовательской компании Ipsos, процент россиян, которые за последние годы проходили диспансеризацию по собственному желанию, вырос в полтора раза. В 2020 году этот показатель составлял 6,5%, а в 2022-м – 10,8%, при этом 45% россиян обращаются к врачу, только если чувствуют серьезное недомогание.
"Число таких людей, несомненно, увеличивается, но все же процент остается очень маленьким. Эти результаты обоснованы несколькими факторами, в том числе и пережитым ковидом. Люди поняли, что за здоровьем нужно следить. Вместе с тем мы проводили опрос, и многие врачи говорят, что будущее медицины стоит не только за технологиями, но и, в том числе, за профилактикой", – говорит Ольга Лебедь, доцент кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Сеченовского университета.
По словам Ольги Лебедь, вместе с коллегами они провели исследование и выяснили, что 62% россиян используют информацию из Интернета и занимаются самолечением в случае недомогания.
Одна из главных причин таких цифр – доступность информации. Пациенты не видят смысла обращаться к специалистам, потому что под рукой есть Интернет. Вторая причина – люди ссылаются на нехватку времени. Открыть какой-либо сайт или воспользоваться телемедициной для них быстрее. Третья – недоверие специалистам или страх перед ними.
"Часть опрошенных обращается к врачу только при сильной боли, а другая часть – если симптомы не проходят в течение недели. Меньший процент – при первых симптомах заболевания. В первом и втором случаях возникает синдром запоздалого клиента, когда мы сами затягиваем процесс диагностики и лечения, а врачу из-за этого приходится прописывать более дорогостоящее или более продолжительное лечение", – комментирует специалист.
"Мне повезло"
Анатолий Стремоухов, директор Института профессионального образования Ассоциации врачей первичного звена СИРАНО, утверждает, что каждый случай индивидуален. Где-то он может научить своего пациента грамотному самолечению, а где-то это просто невозможно.
"У меня есть несколько интересных случаев из клинической практики. Например, одна пациентка пожаловалась подружке на свое самочувствие, та быстро предположила, что у нее заболевание щитовидной железы и посоветовала пиявочника, который ее якобы вылечит. Женщина, минуя медицину, пошла к этому "чудо-доктору" и оставила у себя на шее несколько неприятных следов от пиявок. В итоге у нее не было никакого заболевания щитовидной железы, пришлось уже устранять последствия самолечения", – рассказывает Анатолий Стремоухов.
Среди его пациентов есть и "хрустальные". По словам специалиста, как раз таких он обучает грамотному самолечению.
"Мужчине 31 год, множественные переломы костей, ему, казалось бы, не за что любить жизнь и общество. Его жалобы многочисленны, потому что боли очень сильны, но он сохраняет осознанный подход к своему здоровью. И вот тут проблема самолечения и обучения пациента этим навыкам совершенно ясна. Зерно, которое дает врач, падает на благодатную почву", – поясняет специалист.
Были в практике Анатолия Стремоухова и случаи, когда с одним пациентом приходилось использовать разные подходы.
"Молодая девушка, 21 год, пришла в поликлинику с жалобами на боль в горле. У нее обострение хронического тонзиллита. В этом случае врач может научить ее справляться с очередным обострением, но у пациентки есть еще одна проблема, которая требует постоянного наблюдения специалистов. Если в одном случае я могу привести ее к ответственному самолечению несложного случая, то во втором – нет", – добавил врач.
Первым делом, почувствовав недомогание, человек идет в аптеку. По словам специалиста, грамотные фармацевты могут оказать базовую консультацию и посоветовать нужные препараты. Но это работает не всегда, поэтому сначала нужно обращаться к специалистам в поликлиники.
"Я проводил небольшой эксперимент. Пришел в ближайшую к дому аптеку, притворился пациентом, рассказал свои жалобы и наблюдал за тем, что же предложит мне фармацевт. Я услышал нормальную консультацию, девушка уточнила, что меня беспокоит, давно ли обращался я куда-либо или нет. После дали рекомендации общего плана, которые мне не повредят, а даже помогут. Это бывает, к сожалению, не во всех аптеках, но мне повезло", – подытожил Анатолий Стремоухов.