В поселке Лосихин Остров прошла череда событий, которые накалили отношения между управляющей компанией и местными властями, идут суды. "Толк" выслушал стороны
Недавний конфликт в пригородном коттеджном поселке Лосихин Остров из-за размещения детской площадки вскрыл противоречия не только между отдельными группами жителей, но и между управляющей компанией и сельсоветом. Основатель поселка Александр Злобин не исключает, что история со строительством площадки под окнами его дома – только звено общей цепи "странных" событий, которые стали происходить в последний год вокруг Лосихиного Острова. А глава Санниковского сельсовета, к которому относится микрорайон, Елена Кудашкина говорит, что надеется на снятие напряжения и в целом удивлена, что оно возникло.
В интервью "Толку" Александр Злобин рассказал о некоторых болевых точках, которые его беспокоят, а то и возмущают. Ряд из них прокомментировали в сельсовете.
На рубеже Дальней
Александр Злобин:
– Более двух лет назад у нас в поселке была размечена улица Дальняя – администрация Санниковского сельсовета выдала адресные справки, оформила соответствующее постановление и отправила его в кадастровую палату, где участки поставили на государственный учет. Там отсыпана щебнем дорога, подведены электричество, газ, вода. Ко мне обратились застройщики и выкупили эти участки.
А в прошлом году началось. Сначала весной на улице произошло подтопление – тогда была очень промерзшая земля, и талые воды остались на поверхности. Но никакой критической ситуации не было. Ребята из УК четверо суток не спали, решали эту проблему. Но шум какой подняли!
И вдруг это стало поводом, из-за которого администрация сельсовета отказала в выдаче разрешений на строительство новым собственникам. Якобы это место подтоплений. Но, во-первых, там ничего не топит. А во-вторых, если это так, то должен быть подтверждающий документ. Но ничего такого нет.
Собственники обратились в суд. И там тема подтоплений вдруг "растворилась". Зато оказалось, что теперь это земли рекреации, на которых нельзя возводить капитальные сооружения. Эти участки перевели в другое назначение. Я сказал: "Постойте! Вы же сами выдавали адресную справку, выпускали постановление. Откуда зона рекреации?!" А мне в сельсовете сказали, что внесли изменения в генплан по моему же заявлению. Я что, сумасшедший, сам себе такие проблемы создавать?! Я попросил показать мне это заявление. Пока не показали. Я официальный запрос направил.
Комментарий Елены Кудашкиной:
– Все процессы по изменению назначения этих земельных участков проходили публично.
Рядом расположена улица Водная, которая ранее относилась к землям рекреации. Участки на ней собственник также продал, и люди там уже начали строиться. И коль там уже шла застройка, было предложено сменить там назначение. Именно потому, что уже началось строительство.

Для изменений должны пройти публичные слушания, работала комиссия. А комиссия не может оставить везде только индивидуальную жилую застройку. Если где-то меняется зона рекреации, значит, где-то она должна остаться.
Понимаете, муниципалитет всегда против перевода земель из рекреации в ИЖС, потому что, вы знаете, сегодня огромное количество индивидуальной жилой застройки, а мест для отдыха очень мало. Плюс в микрорайоне не было предусмотрено никаких мест для спортивных, детских площадок. Поэтому, кстати, по-моему, они сами [собственники] предложили [такой вариант], хотя точно не помню, перевести Дальнюю в рекреацию, а Водную – в ИЖС.
Это происходило? Проект [изменений] поступил в администрацию Первомайского района. Она передала сельсовету полномочия по внесению изменений в генплан и ПЗЗ (план землепользования и застройки). Проект был рассмотрен, и его допустили до публичных слушаний. Все изменения утвердили. И это произошло раньше, чем собственник продал эти участки на ул. Дальней под застройку.
Мне и самой странно, что Александр Владимирович продал потом эти участки под ИЖС. Сейчас идут судебные разбирательства.
Дорога к Старой Речке
Александр Злобин:
– У нас есть дорога, ее в народе называют "дорогой им. Мудрика", потому что когда-то она шла к поселку, где жил Мудрик Владимир Иванович (крупный застройщик Барнаула в 1990–2000-х годах. – Прим. ред.). Она идет от Правобережного тракта к Чистым прудам, в том числе через поселок Старая Речка. Это тоже участок, который я в свое время оформил, обеспечил сетями и продавал под застройку. Сейчас там ведется активное строительство. Всего там около 100 дворов, часть домов уже жилые.

Эта дорога учтена в ПЗЗ района. Она же еще выполняет фактически функцию дамбы, защищая поселки от подтоплений.
Но она разделена на три участка, принадлежащих разным собственникам. Мой отрезок – посередине. Тот, что ближе к Правобережному тракту, – Бориса Заякина, который выкупил этот участок земли под застройку. Тот, что за Старой Речкой, принадлежал Аркадию Вахлову, который, я не знаю на каких условиях, когда-то получил во владение этот отрезок дороги. У него рядом поселок Усадебный Берег.
Заякин перекопал дорогу. А Вахлов некоторое время назад ее просто перегородил – на своем участке. И к Старой речке оказалось невозможно подъехать. И никто ничего не предпринимал — ни сельская, ни районная администрации, ни полиция. А фактически туда никто не мог проехать — ни аварийные, экстренные службы, ни сами жители, зимой дорогу невозможно было почистить. Все всё знали, но никто ничего не делал.
Вахлов предложил мне выкупить участок за 2,1 млн рублей. И я был вынужден это сделать. Сейчас дорога с той стороны открыта.

Меня больше всего возмущает сам подход. Ведь люди покупают участки, строятся – они же потом будут платить налоги в местный бюджет, как минимум – на имущество. Нужно же помогать и им, и застройщикам, идти навстречу. А они берут и сами "режут". Зачем эти препятствия?
Недетские споры по детской площадке
Александр Злобин:
– Осенью группа жителей поселка и администрация сельсовета вышли с инициативой организовать детскую площадку. Я обеими руками "за" – у нас много молодых мамочек, они где-то должны гулять с детьми. Но мне не нравилось, что выбрали участок в прибрежной зоне. Я предложил другой вариант, но его не захотели. Сказали, что только здесь муниципальная земля. Хорошо. Хотя там рядом водонапорная башня стоит, мы еще ее узакониваем, в том числе охранную зону. Ладно. Договорились, что будет детская площадка с лавочками, качельками, каким-то небольшим комплексом.
На этой территории росли огромные деревья. Им лет по 30. Раскидистые. Ивы и черемухи. Был еще сорный клен, мы его убрали, высадили другие деревья.
И вот 26 апреля я встаю рано утром, выхожу на улицу выпить кофе – и смотрю, как в 50 метрах от моего дома падают эти огромные деревья. Я выбежал, сосед мой Максим Байкалов. Говорим: "Вы что творите?!" А ребята отвечают, что у них распоряжение администрации сельсовета. Я остановил вырубку, но из 11 ив спас только одну.
Каждое крупное дерево – это насос, который качает грунтовые воды. В некоторых районах края вырубили тополя, так там сейчас болота образовываются. А у нас река – вот она. И дома с подвалами. Зачем это делать? Нам говорят, что высадят новые. Но какие? Такие же крупномеры, каждое из которых 150 тыс. рублей стоит? Или те прутики, которые бесплатно дают?
Сказали, что деревья срубили, чтобы, если вдруг буря, ветки на детей не упали. Вы в бурю детей на детскую площадку погоните?!

Но самое главное, только сейчас мы узнаем, что это будет не просто детская, но еще и спортивная площадка с комплексами для баскетбола, волейбола и мини-футбола, где к тому же планируется проводить соревнования краевого уровня. Я говорю: "Это поселок закрытого типа. Какая площадка?! Какие соревнования?! Вы предлагаете, чтобы десятки машин под окнами у людей собирались?"
Даже проект нормально не показали. Он отвечает всем требованиям? К самим площадкам – детским и спортивным? К их размещению в населенном пункте, относительно других домов и т. д.?
Все подъезды к этой площадке – в частной собственности. Не захочет житель, чтобы у него под окнами 10-20 мужиков, приехавших на своих машинах, мяч гоняли. И что делать?
Но я теперь главный злодей, хотя просто прошу делать все по-человечески.
Я не буду отрицать, есть столкновение между группой жителей и управляющей компанией поселка. И история с площадкой, возможно, часть этого напряжения. Я ходил на собрания с ними, но общего языка мы найти пока не можем.
Комментарий Елены Кудашкиной:
– Решение о строительстве площадки в Лосихином Острове мы приняли в прошлом году на собрании с жителями поселка. В программу поддержки местных инициатив она не прошла. Но в связи с тем, что здесь жители тоже активные, а у муниципалитета есть возможность реализовать не один, а два проекта, мы приняли решение создать здесь универсальную спортивную и детскую площадку. Такую, которая могла бы принимать и районные, и краевые мероприятия.
Так как средства – бюджетные, поставить такой объект мы можем только на муниципальной земле. А ее очень мало в Лосихином Острове. Выбранный участок – фактически единственный вариант. По назначению он относится как раз к землям рекреации.
Александр Владимирович действительно предлагал нам альтернативный вариант, но тот участок находится в инженерной зоне и расположен слишком близко к реке.
Изначально на этом месте строительный мусор лежал, какие-то ветки, поддоны – хлам, в общем. Это была заброшенная территория. Когда мы начали присматриваться к ней, попросили убрать.
И изначально вопросов не было. Хотя мы сразу обозначили, что там, где будет застройка, зеленые наслаждения вырубят, а вместо них будут высажены другие растения. Об этом говорилось не раз. А когда комиссия начала обследовать территорию, то увидела, что есть аварийные деревья, которые в принципе небезопасны. Есть решение комиссии, на основании которого и проводились вырубки. Все документально оформлено.
С самого начала жители изъявили желание, чтобы площадка была именно универсальной – и спортивной, и детской. На самом деле жители были очень рады тому, что мы сможем принимать тут турниры. Они проводятся не так часто – один раз за сезон, а то и в три года. Но сам факт, что именно на нашей территории такие бы мероприятия проходили – это очень здорово. Я удивлена, честно сказать, другой реакции.
У нас есть эскизный проект на площадку, подготовленный специалистами. Он типовой, стандартный.
Площадка будет строиться на условиях софинансирования. 3 млн рублей выделяет сельсовет – на организацию спортивных площадок и оборудования, а благоустройство, элементы озеленения – за счет жителей.
Другой Лосихин Остров
Александр Злобин:
– Рядом с Лосихиным Островом оставалась пустующая территория, которую перевели в земли поселения. Они граничат с нашим поселком. Почему-то этот участок в сельсовете решили тоже назвать Лосихин Остров. Чёрт бы с ним – раскрученное название. Участки продали под застройку. И вдруг оказывается, что у одного из них оказывается адрес, относящийся к улице нашего Лосихиного Острова.

Ко мне обращается собственник. Я говорю: "У нас поселок закрытого типа, жители нам платят, и они могут оказаться недовольны, что вы будете КамАЗами возить на стройку материалы по нашей дороге. Вы же не у нас покупали участок – договаривайтесь о заезде с теми, кто вам его продал. Или заключайте договор с нашей УК, платите – и живите в составе нашего поселка по общим для всех правилам". Этого не последовало. Мы перегородили въезд, теперь идут суды.
Нам подложили эту мину замедленного действия. Для чего? У меня есть обязательства перед жителями нашего поселка, которые вполне могут сказать: а почему тут ездят те, кто не платит, за содержание этой дороги в том числе? Это же несправедливо.
В сельсовете мне сказали, что имеют право давать такой адрес.
В чем причина напряжения
Александр Злобин:
– Вы знаете, некоторое время назад я тяжело заболел, но я справился. И оказалось, что за это время вокруг поселка стало происходить много "интересного".
Но меня возмущает сам подход – создать проблему, заставить человека потратить силы, нервы и деньги на ее решение, а потом, получив всё это, сказать, что проблема решена. Например, перекрыть дорогу, дать другим твой адресный блок, изменить назначение земли и т. д. Это вариант 1990-х, когда приезжали, создавали проблему, а потом сами же ее решали. Если бы у меня не было этого богатого жизненного опыта, я бы не говорил так. И это может коснуться не только меня, любой может оказаться на моем месте.
Я, честно, надеялся, что это как-то все уляжется в наших отношениях с районной и поселковой властью, как-то образумится. Но пока не вижу этого.
Комментарий Елены Кудашкиной:
– Я к Александру Владимировичу и в целом к управляющей компании Лосихиного Острова отношусь очень хорошо, потому что у нас всегда было очень продуктивное взаимодействие. Мы всегда совместно отрабатывали любые проекты, любые вопросы. Мне всегда было комфортно работать с ними. И честно сказать, я была удивлена, что у нас возник подобного рода конфликт. Я надеюсь, что мы все-таки в ближайшее время урегулируем все вопросы, все недопонимания у нас пройдут и мы будем делать единое дело. Потому что цель у нас одна у всех – все хотят сделать жизнь людей лучше.
"Толк" готов предоставить возможность высказаться всем заинтересованным сторонам.