Споры вокруг, казалось бы, рядового вопроса — размещения детской площадки в поселке под Барнаулом — вскрыли назревшее недовольство между жителями, УК и сельсоветом
В поселке закрытого типа Лосихин остров в Первомайском районе разгорелся конфликт из-за спортивно-детской площадки. В громкое противостояние оказались вовлечены жители, сельсовет и управляющая компания. Казалось бы, отработанная в десятках сел процедура создания площадки в благополучном поселке дала сбой и вскрыла ворох подводных камней.
"Вы что творите?!"
Еще в прошлом году в Санниковском сельсовете, к которому относится Лосихин остров, проходило голосование за проекты, которые можно реализовать по программе поддержки местных инициатив (ППМИ – когда краевой, местный бюджеты и жители в складчину финансируют какой-то проект благоустройства). Тогда голосовали за две площадки, но победила другая – не в Лосихином острове. Однако, объяснила "Толку" глава сельсовета Елена Кудашкина, власти решили пойти навстречу инициативной группе и выделить 3 млн рублей собственных денег на площадку в этом поселке.
И вот здесь начались нюансы.
Во-первых, Лосихин остров – частный поселок, где практически вся земля находится в частной же собственности, а управлением занимается специально созданная УК. А площадка за бюджетные деньги может быть построена только на муниципальном участке. И единственный подходящий вариант, по словам Елены Кудашкиной, нашелся в одном месте – в прибрежной зоне, на земле, где росли в том числе огромные многоствольные ивы и черемухи, под окнами у нескольких жителей поселка.
Во-вторых, выяснилось, что и представление о площадке у разных жителей оказалось различным.

"26 апреля рано утром я встал и вышел на улицу выпить кофе. Смотрю – а в 50 метрах от моего дома падают эти огромные деревья! И черемуха – вся в цвету – уже на земле лежит, – рассказывает Александр Злобин, житель и основатель поселка Лосихин остров. – Я выбежал, сосед мой – Максим Байкалов. Говорим: "Вы что творите?!" А ребята отвечают: "А у нас распоряжение администрации сельского совета". Правда, сфотографировать его нам не дали. Я остановил вырубку, но из 11 ив спас только одну. Вызвали полицию".
По словам Злобина, осенью с сельсоветом якобы была договоренность о том, что детскую площадку здесь действительно поставят, но крупные деревья трогать не будут, а наоборот, их обыграют. "А мелкий сорный клен, который там был, я сам вычистил и новые деревья вместо него посадил", – говорит он.

Максим Байкалов также утверждает, что с самого начала не имел ничего против детской площадки, но только ее и без сноса деревьев. По его словам, первоначально и в поселковом чате появлялись фото небольших комплексов для этого проекта.
"О том, что тут планируют организовать не только лесопарковую зону с лавочками и детской зоной, но и спортивные площадки для баскетбола и футбола, мы узнали, когда деревья рубить стали, – нам сказали, что эти объекты не влезают", – горячится Байкалов.
Он говорит, что теперь на подоконниках – слои уличной пыли и песка. А Злобин называет другую опасность: "Каждое крупное дерево – это своего рода насос, который качает грунтовые воды. А последствия мы можем уже видеть в других районах края, где выпилили, например, многолетние тополя. Там теперь болота образуются. А у нас – береговая территория, река – вот она. А у нас дома с подвалами. Зачем это делать?"
Вариантов – нет
Однако у инициативной группы жителей и у сельсовета своя позиция. По словам жителей, во-первых, решение о том, что площадка будет универсальная, то есть и детская, и спортивная, принималось сразу на общем собрании. И если кто-то в нем не участвовал, то какие тут могут быть вопросы. Проводилось также голосование в чате улиц, где за проект проголосовало большинство.

Елена Кудашкина также подтвердила "Толку", что характер и наполнение площадки утверждались сразу, еще в прошлом году. Сельсовет выделил 3 млн рублей на ее создание и оборудование. А финансирование благоустройства частично ложится на плечи жителей – озеленение, установка лавочек и т. д.
Глава сельсовета объяснила: другой муниципальной земли в поселке нет. А предложенный УК альтернативный вариант – на удалении от домов – расположен слишком близко к реке и в инженерной зоне.
"Изначально на этом месте, где мы планируем разместить площадку, лежал строительный мусор, какие-то ветки, поддоны – в общем, хлам. Это была заброшенная территория. Когда мы начали присматриваться к ней, попросили убрать. И ее убрали, – говорит Кудашкина. – Ключевой фактор – что земля муниципальная. Это самое главное, потому что мы вкладываем бюджетные деньги. И мы обозначали, что в зоне, где будет застройка, естественно, будут вырублены зеленые наслаждения. И тогда вопросов не было".

По словам главы сельсовета, все вырубленные деревья были старыми и поэтому – потенциально опасными для детей: "Посмотрите, видно же невооруженным глазом, что они трухлявые. Мы устраняем риски". Во время урагана, например, ветки могут причинить вред посетителям площадки, считает и она, и представители инициативной группы.
Но противники вырубки парируют: "Вы собираетесь в бурю отправлять детей на площадку?! И если это вдруг опасно, зачем в принципе рассматривать это место под площадку? Давайте лес вырубим, чтобы грибнику на голову дерево не упало".
Законно или нет
Еще один спорный момент – наличие документов. По законодательству просто так вырубить дерево нельзя. Принять решение об этом должна местная администрация – причем только на основании заключения экспертов, подтверждающего, что дерево "аварийное". Кроме того, взамен утраченных необходимо высадить новые растения, причем в бОльшем количестве.
По словам Кудашкиной, в муниципалитете есть отдельное Положение о вырубке зеленых насаждений, "где четко прописан весь регламент". На место выезжала комиссия – специалисты администрации и депутаты. Они обследовали территорию и приняли решение о вырубке. Оно документально оформлено.

Вместо спиленных деревьев, говорит глава, обязательно высадят новые. По закону это могут сделать в любом месте сельсовета, но власти намерены компенсировать вырубленные деревья на этой территории.
Но, сетуют противники вырубки, погибли крупные раскидистые деревья, а высадить могут прутики в метр высотой.
На общей встрече жителей 19 мая и сторонники, и противники создания площадки попросили сельсовет предоставить все документы, чтобы сбросить в общий чат. Одни – чтобы убедиться в законности и правомочности всех решений, другие – чтобы "закрыть" все претензии.
Польза или вред
Наконец, споры ведутся и относительно самой площадки. Как оказалось, существует только ее эскизный проект с размерами и смета. По словам главы сельсовета, это общая практика и такие проекты – типовые, стандартные: полноценные не делают даже по ППМИ, так как это очень дорого.
При этом площадку в Лосихином острове планируют сделать с расчетом на то, что на ней можно будет проводить турниры районного и даже краевого уровня по волейболу, баскетболу и мини-футболу. Инициативная группа и Елена Кудашкина считают, что любые такие события пойдут на пользу поселку: "Сам факт, что именно на нашей территории проходили бы такие мероприятия, – это очень здорово".
"Это поселок закрытого типа. Какие соревнования? О чем вы говорите? Это огромное число людей, машин – под окнами у жителей!" – напротив, возмущается Александр Злобин.
Максима Байкалова интересует, насколько расположение здесь этих спортобъектов соотносится, во-первых, с требованиями к размещению таких площадок – например, по удаленности от жилых домов, во-вторых, с нормативами по спортивной части.
А Александр Злобин напоминает, что любой объект благоустройства требует сил и средств на содержание. И если площадка муниципальная, то эти задачи лягут на сельсовет.
Сейчас работы на территории остановлены – ведь подъезды к ней тоже находятся в частной собственности и на данный момент перекрыты. Елена Кудашкина надеется, что все разногласия удастся урегулировать и объект появится уже этим летом, тем более что оборудование к нему уже закуплено.
Александр Злобин тоже не против договариваться, но отмечает: ситуация с площадкой и вырубкой деревьев под его окнами – не первый инцидент в его взаимодействии с администрацией, и его это как минимум настораживает.