Врач-психиатр рассказал, почему человек может строить наполеоновские планы, а потом не вставать с постели, что опаснее – мания или депрессия и как не перепутать скачки настроения с заболеванием
О "биполярочке" в массовой культуре сказано, пожалуй, больше, чем о других психических расстройствах: публичные признания о наличии такого диагноза делали известные писатели, актеры, рэперы. Биполярное аффективное расстройство (БАР) стало одним из самых романтизируемых заболеваний, но психиатры подчеркивают: очаровываться им не стоит. Больные живут в условиях постоянных "качелей" – от эйфории до депрессии. И в том и в другом состоянии они способны совершить непоправимое.
Я червь – я Бог
"Был в моей практике музыкант, который в состоянии интермиссии – хороший семьянин и работник. Начинается маниакальная фаза – и ему надо срочно ехать в Санкт-Петербург, играть на улице, вести распутный образ жизни и так далее. Фаза прекращается – и он снова семьянин. Помню женщину, у которой все в жизни было хорошо, семья-работа. Но началась выраженная маниакальная фаза, она взяла много кредитов, купила билеты для путешествий, чем сильно напугала детей и мужа", – рассказывает доцент кафедры психиатрии, медицинской психологии и наркологии АГМУ, психиатр краевой психиатрической больницы им. Эрдмана Андрей Плотников.
Авантюризм и небывалый душевный подъем – лишь одна из сторон биполярного аффективного расстройства. Но у болезни есть и "второе лицо", которое проявляется прямо противоположными явлениями: депрессией и упадком сил. Недаром одно из ранних названий диагноза звучит как "маниакально-депрессивный психоз".
"Когда происходит дебют, часто непонятно: это все-таки БАР или это, может, невротическое заболевание. Поэтому диагноз "БАР" никогда не ставится при первом эпизоде. Если депрессивные эпизоды повторяются, врачи могут поставить рекуррентную депрессию. А если следующий эпизод маниакальный – есть основание заподозрить биполярное расстройство", – поясняет врач.
Фазы мании и депрессии не всегда последовательно сменяют друг друга: иногда они могут "разбавляться" периодами стабильности – той самой интермиссии. Есть случаи, когда смешиваются обе фазы. Однако природа таких "качелей" до конца не изучена.
"Считается, что заболевание наследственное – никакие психологические факторы не являются его причиной. Это доказывается генеалогическими исследованиями. Также ясно, что болезнь связана с недостаточным или избыточным количеством нейромедиаторов, таких как дофамин, серотонин, норадреналин, в синапсах. Синапс – это место, где одна нервная клетка соединяется с другой. Но какие именно гены запускают эту патологию – до сих пор не изучено: патогенез известен, но причина не совсем ясна", – поясняет психиатр.
Психиатрическая практика также показывает, что БАР, как и многие расстройства, может быть "спящей" болезнью, пробудить которую способны психотравмы, соматические нарушения и даже роды, отмечает эксперт.
Море по колено
Самая яркая – маниакальная фаза заболевания – может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Но в среднем по продолжительности она уступает депрессивной. Маркерами мании считаются три симптома: приподнятое настроение, ускоренное мышление, повышенная двигательная активность. По словам психиатра, человек в этом состоянии может "играть на публику", выглядеть экзальтированно и чудаковато.
"Существуют стадии развития маниакальной фазы. Сначала человек веселый, продуктивный: у него повышенная память, сниженная потребность во сне, он может много полезного сделать. Но потом симптоматика нарастает, и начинаются уже психотические проявления – как раз то самое возбуждение, когда человек перескакивает с одной идеи на другую и ничего не доводит до конца; даже сложно становится понять его речь. Могут развиваться бредовые идеи. Как правило, это идеи величия. Человек может считать себя великим поэтом, великим бизнесменом, героем-любовником. Начинает совершать какие-то нелепые поступки, брать кредиты под свои безумные проекты. В семье проблемы начинаются, так как больной вполне может завести роман на стороне", – описывает симптомы Андрей Плотников.
Врач добавляет, что в фазе одержимости у человека может сохраняться критика к собственному состоянию, но зачастую пациент не осознает болезненную природу своего поведения.
"Выделяют такой вариант, как гневливая мания – когда приподнятое настроение сочетается с озлобленностью. Человек может начать мстить своим обидчикам, например. В маниакальную фазу часто начинают употреблять наркотики, а там и до криминала может быть недалеко", – предостерегает специалист.
Падение в бездну
Как правило, постепенно происходит и откат в депрессивную фазу. Человек начинает замечать у себя противоположную триаду симптомов: гипотимию, или сниженное настроение, брадифрению, или замедление мышления и моторную заторможенность вплоть до депрессивного ступора. В таком состоянии пациент может пребывать от нескольких недель до нескольких лет.
"Депрессивная фаза может проявляться сомато-вегетативными нарушениями, такими как запор, тахикардия, расширение зрачков, ощущение витальной тоски – физическое ощущение боли в грудной клетке. Нарушается пищевое поведение, вплоть до полного отказа от еды. Бывает наоборот – человек начинает "заедать" свое плохое настроение, возникают нарушения сна. Ну и для депрессии в рамках БАР характерны суточные колебания настроения. Утром состояние хуже, к вечеру улучшается. Как правило, суициды совершаются именно утром", – предупреждает психиатр.
Во время "темной полосы" пациента также могут посещать бредовые идеи: человек убеждает всех в собственной никчемности, греховности, ищет у себя признаки смертельных заболеваний. Больной может стыдиться выходок, совершенных в маниакальный период, воспринимать их как что-то "из другой жизни", отмечает Андрей Плотников.
Остановить "маятник"
Частые перепады настроения в той или иной степени свойственны всем людям, но биполярное расстройство с ними не сравнится, обращает внимание специалист.
"Не нужно путать эмоциональную лабильность и аффективные фазы. Лабильность может быть либо чертой характера, либо может стать приобретенной вследствие органического заболевания мозга, после травмы головы. К сожалению, у пожилых людей это часто встречается – плаксивость, сентиментальность. Переменчивость настроения – совсем не то, что аффективные фазы, которые длятся как приступы днями, неделями, месяцами", – объясняет Андрей Плотников.
Главная тактика лечения биполярного аффективного расстройства – "стабилизировать" психику, чтобы не было перегибов ни в одну, ни в другую сторону. Для коррекции состояния используются препараты из группы так называемых нормотимиков. Иногда, в зависимости от фазы и остроты ее проявления, врач может назначить антидепрессанты или транквилизаторы.
"Очень важна приверженность лечению. Человек должен принять тот факт, что у него есть заболевание, следовать всем рекомендациям. Наша цель – вывести больного на максимальную интермиссию, "светлый" промежуток, чтобы, если та или иная фаза начнется, как можно быстрее ее купировать. Категорически нельзя употреблять алкоголь, психотропные вещества. Не нужно принимать важных решений – разводиться, жениться, увольняться. Чувствует человек приближение фазы – на прием к психиатру срочно, уходить на больничный, в случае необходимости – ложиться в стационар. Больной должен нам помогать", – подчеркивает психиатр.
Трагедия биполярного расстройства состоит и в том, что некоторые склонны романтизировать его. Причем особый "шарм" в своей болезни порой находят и сами пациенты, чего точно не следует делать, подчеркивает врач.
"Есть пациенты, которые любят преувеличивать, "смаковать" симптомы. Совет таким людям – повзрослеть. Потому что болезнь есть болезнь. Это страдания, проблемы и худшее качество жизни".