Укомплектованность врачами фтизиатрами в регионе составляет всего 41,8%. Специалисты традиционно не хотят идти в эту профессию, опасаясь заражения и считая ее непрестижной
Последние 10 лет в России, и на Алтае в том числе, отмечается снижение распространения туберкулеза и смертности от него. Однако при положительной динамике ситуация в нашем регионе остается вопиюще острой, говорят эксперты.
Так, смертность от туберкулеза в Алтайском крае выше среднероссийских показателей почти в 2,5 раза, рассказал глава минздрава региона Дмитрий Попов 26 ноября на коллегии по вопросам развития фтизиатрической службы.
"При положительной динамике смертность остается крайне высокой. И уж точно нам нельзя на этом останавливаться", – заявил Дмитрий Попов.
"Умерли меньше чем за год"
В Алтайском крае снизился охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез. Также уменьшилось количество случаев заболеваемости по профосмотрам. Каждый второй больной выявляется по жалобам, рассказала во время своего доклада и. о. главврача краевого противотуберкулезного диспансера Елена Тангривердиева.
По словам спикера, в 2020 году снижение количества профосмотров можно связать с ограничительными мероприятиями из-за пандемии и с простоем рентгенологического оборудования.
При этом есть районы края, где стабильно низкий показатель по осмотрам. Например, в Калманском, Каменском, Угловском, Третьяковском и Целинном районах показатель по осмотрам низкий – всего 50% населения.
"Из всего населения обследована только половина. Среди второй половины есть люди, которые нас с вами заражают. А те, кто проходит флюорографию, – это одни и те же граждане", – доложила Тангривердиева.
Подтверждением того, что на Алтае плохо проверяют на туберкулез, стало массовое проведение КТ-диагностики во время пандемии.
"В связи с ковидом за 1,5 года при обращении пациентов мы выявили 832 человека с подозрением на туберкулез. Из них впервые этот диагноз установили у 118 человек. Каждый второй из этих больных уже с бактериовыделением, а каждый пятый имел лекарственную устойчивость. Из 118 туберкулезных больных у четверых был ВИЧ. Они умерли меньше чем за год", – рассказала Тангривердиева.
Эксперт описала примерный портрет умерших пациентов: мужчины средних лет, сельские жители, которые не проходили флюорографию более двух лет, с вредными привычками и без работы.
Положительная динамика – это видимость
По статистике, говорит спикер, за последние пять лет заболеваемость снизилась, но это видимость. Реальное положение дел другое.
"Если некоторые районы проводят осмотр половины населения, то нетрудно представить, сколько будет выявлено больных, если мы обследуем всех", – говорит главврач.
В 2020 году лидерами по заболеваемости туберкулезом стали несколько городов и районов края:
- Новоалтайск,
- Троицкий район,
- Поспелихинский район,
- Егорьевский район.
"Чем больше проводим профосмотров, тем меньше выявляем туберкулеза в запущенных формах. Например, в Косихинском и Хабарском районах высокий показатель заболеваемости при низком охвате профосмотрами. Это говорит о том, что болезнь выявляется по жалобам", – доложила и.о. главврача противотуберкулезного диспансера.
В 2020 году в Табунском и Быстроистокском районах была нулевая заболеваемость. Это говорит о качестве профосмотров, пояснила спикер.
Как болеют дети
Почти 48% детей от 0 до 4 лет туберкулезом заразились от близкого окружения. Диагностика этой болезни у малышей начинается тогда, когда пора собирать документы для детского сада.
У детей до 15 лет преобладают ограниченные, малые формы туберкулеза. Подростки болеют иначе – они в большинстве заражаются устойчивым к лекарству туберкулезом.
Смертность
Итоговый показатель – это смертность. Здесь тоже есть тенденция к снижению, но слишком маленькими темпами.
"Среди основных проблем – посмертная диагностика. Ни мы, ни вы об этих пациентах ничего не знали. Но это не означает, что эти случаи должны остаться без внимания. Должен быть разобран каждый случай смерти", – настаивает Елена Тангривердиева.
Врач высказала недовольство тем, как больницы, где наблюдался пациент, работают с пациентами и проводят посмертную аналитику.
"Это больные, которые когда-то посетили фтизиатра на амбулаторном этапе, но до врачебной комиссии не дошли. И им не назначили вовремя лечение. Они продолжают жить обычной жизнью и представлять опасность для всех", – сетовала врач.
Смерть на дому
Еще одна проблема – это смерть на дому. Из года в год, заявила Тангривердиева, цифры только растут. Это связано с нехваткой врачей-фтизиатров и, как следствие, диспансерного наблюдения за пациентами.
За 2020 год смертность от туберкулеза выросла на 35 территориях Алтайского края. Высокая смертность говорит о плохой работе раннего выявления болезни, считают эксперты.
В Красногорском и Тальменском районах при высоком показателе смертности в последние пять лет наблюдается высокая заболеваемость, но охват профилактических осмотров при этом низкий.
"Это говорит о выявлении больных с запущенными формами. Или, как говорится, перед смертью. В 2021 году наблюдается прирост смертности. Мы проанализировали все случаи и выяснили, что в отношении 33 пациентов диагноз установили посмертно. Причем только у половины умерших туберкулез стал причиной смерти", – привела данные Тангривердиева.
Проблема кадров и старых лабораторий
Тангривердиева также посетовала на разрозненную фтизиатрическую службу, на неудовлетворительное материально-техническое состояние лабораторий и страшный дефицит кадров. В регионе работает всего 95 фтизиатров, из них 42% – уже на пенсии.
59 специалистов трудятся в противотуберкулезных медучреждениях и 36 – в ЦРБ. Укомплектованность – 41,8.
"Наша профессия остается непривлекательной из-за возможности заболеть туберкулезом", – резюмировала врач.
Успех лечения туберкулеза во многом зависит от ранней бактериологической диагностики. На Алтае всего пять лабораторий. И только одна из них – барнаульская – может ускоренно проводить исследования.
"В результате мы имеем невыполненный показатель по обследованию пациентов, у которых впервые выявлен туберкулез. Целевой показатель 95%, фактически – 62,6%. А чтобы начать лечение пациента, надо знать, какой у него туберкулез: лекарственный или устойчивый. Принятие решения о лечении задерживается из-за несвоевременной диагностики. В среднем 300 человек в год изначально получают неправильную схему лечения, которая неэффективна", – рассказала Тангривердиева.
Врачи выделяют несколько основных проблем противотуберкулезной работы на Алтае:
- неудовлетворительная материально-техническая база,
- кадровый дефицит,
- низкое качество профосмотров и работы в очагах,
- неблагополучная ситуация по ВИЧ-инфекции.
Эти факторы приводят к низкой эффективности лечения и, как следствие, к росту смертности от туберкулеза.