В Барнауле все новые здания теперь проектируют с ночными архитектурными подсветками. Рассказываем, в чем их плюсы, минусы и почему возник этот тренд
В последние годы, проектируя жилые и коммерческие комплексы в Барнауле, архитекторы и заказчики стали всегда предусматривать подсветку фасадов. Как правило, она представляет собой небольшие стильные светильники или ленты, которые не только освещают территорию, но и выгодно подчеркивают силуэты зданий.
Еще лет 10 назад об этом мало кто задумывался. Сегодня без таких элементов невозможно представить ни один крупный проект. "Толк" сделал подборку перспективных зданий, которые будут светиться в темноте. А эксперты рассказали, почему появился такой тренд.
Полгода зима
Любопытно, что пока обязательств по созданию архитектурной ночной подсветки у заказчиков и проектировщиков нет, если объект не стоит на красной линии.
Но в будущем их закрепит постановление №857 Правительства РФ "Об утверждении требований к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства", рассказал "Толку" архитектор Алексей Квасов. Документ вступит в силу с 1 сентября 2023 года.
"Подсветка – это один из способов привлечь внимание к объекту, увеличить его привлекательность и показать конкурентам более высокий статус своего ЖК. С точки зрения градостроительной политики, ночная подсветка призвана выделять наиболее выразительные объекты города, подчеркивать их масштаб, создавать безопасную среду. С архитектурной – она еще и подчеркивает его объемные и пластические решения, создает приятную психологическую атмосферу. Это некий праздник", – убежден эксперт.
Он также напоминает, что в нашем регионе полгода длится зима, а светлое время суток сильно сокращается. Поэтому грамотная архитектурная подсветка наряду с дворовой и уличной позволяет еще и продлить активный трудовой день.
Вид сверху
Представители власти тоже поддерживают такие решения. Они убеждены, что это украшает облик города и даже влияет на его престиж. А если говорить о безопасности, то в освещенных местах на порядок меньше криминала, чем в темных подворотнях.
"Городу колоссально не хватает освещения в принципе, не только на магистралях, дорожных объектах. В первую очередь недостаточно мелких зон освещения, на которые деньги вообще вряд ли когда-либо найдутся. Для этого нужно проложить сотни километров сетей и установить тысячи прожекторов. И город будет размещать такие сооружения только там, где это необходимо (школы, садики, соцобъекты). Поэтому в градосовете давно принято негласное требование к застройщикам – везде, где можно, предусматривать освещение: входные группы, дворовые территории, фасады. Большинство застройщиков уже привыкли и вписывают это в сметы", – рассказал "Толку" замруководителя комитета по перспективному развитию города в Общественной палате Барнаула и член градосовета Евгений Носенко.
То есть за счет подсветок домов город пытается улучшить ситуацию с освещением улиц. Особенно, это важно, когда речь идет об объектах в каких-то знаковых местах. Например, недавно проходили слушания проектов в приаэродромной зоне, где от авторов требовали качественную подсветку фасадов.
"Здесь у нас формируется глиссада – зона захода на посадку самолетов. Основные борты приходят утром (в темное время суток). Поэтому в таких ЖК уместно не только архитектурное освещение, но и можно разместить дополнительный свет на кровлях зданий. Освещение здесь работает на престиж Барнаула. От этого зависит, как воспринимает город с иллюминатора человек, впервые попавший к нам", – говорит собеседник.
Слепит и мотает электричество
Однако и он, и другие эксперты убеждены, что такое освещение не должно мешать ни местным жителям, ни заходящим на посадку самолетам, ни проезжающему мимо автотранспорту. При неправильных настройках свет может стать слишком ярким и будет ослеплять.
Кстати, иногда на градосоветах по поводу подсветки высказываются председатели районных комитетов по архитектуре. Их как раз заботит, чтобы она была не навязчивой, не яркой, потому как жалобы от жильцов соседних домов, хоть и редко, но поступают.
Другим недостатком такого технологического решения некоторые считают большой расход электроэнергии. Так, например, на одном из недавних заседаний высказался главный архитектор "Алтайгражданпроекта" Евгений Башкиров.
"Я считаю, что в новостройках Барнаула уже наблюдается перебор по наружному освещению. Понимаю, если это общественные, исторические здания. А освещение в жилых спальных районах не нужно вообще. Жителям неудобны эти подсветы. А электроэнергии сколько тратится! Лучше подсвечивать во дворе, а фасады я бы вообще не стал", – пояснил свою позицию эксперт.
Однако первый вице-мэр и председатель градосовета Андрей Федоров заверил, что современные разнообразные технологии сейчас позволяют выполнять вполне комфортный свет на фасадах. В то же время, подчеркнул чиновник, это положительно влияет на архитектурный облик города.
Евгений Носенко обращает внимание на то, что здесь используются светодиоды, а это энергоэффективное потребление.
В целом создание и эксплуатация подсветок технологически не слишком сложны и затратны, однако процесс имеет свои особенности.
"Он включает в себя несколько этапов: эскиз, документацию, монтаж и дальнейшую настройку. Стоимость разная, в зависимости от объема. Но знаю, что это миллионы рублей, поскольку используемые системы для освещения должны быть сертифицированы, пожаробезопасны и устойчивы к любой погоде", – добавляет Алексей Квасов.