В Алтайском крае подготовили проекты для строительства школ нового формата, но они получились очень дорогими – до 1,7 млрд рублей
В Алтайском крае спроектированы школы, аналогичные современным московским и питерским. Некоторые уже прошли экспертизу: в них много открытых пространств, локации для дополнительного образования, просторные лаборатории и т. д. Однако их стоимость в два раза выше предыдущих, и пока финансирования на них не получено. Этот вопрос обсуждался на круглом столе, организованном региональным Союзом строителей.
"Ляпаем" типовые проекты
Председатель Союза строителей Алтайского края Александр Мишустин рассказал, что сейчас в регионе достраивают школы по проектам XX века.
"Мы тиражируем, ляпаем, извините за это выражение, школы на 550 мест. Да, мы решаем проблему ученических мест в новых микрорайонах, но не строим помещений, которые требуются современному ученику, – говорит Мишустин. – <…> Мы же строим не на три года, а как минимум лет на 50. А мы перетаскиваем проектные решения XX века в XXI".
Однако следующие школы в регионе могут быть другими, рассказал директор "Алтайгражданпроекта" Владимир Колотов. По его словам, изменившиеся СанПиН, требования противопожарной безопасности и другие заставили спроектировать новые здания.
"Первая школа в 2000-м квартале у нас была запроектирована в 2007 году. После этого только на территории Алтайского края она была "привязана" (построена) около 12 раз. При этом проект каждый раз дорабатывался, устранялись какие-то ошибки. Но мы пришли к тому, что действующие нормы стали настолько отличаться от прежних, что встала необходимость полностью перепроектировать", – рассказал Владимир Колотов.
Получилась отличная школа
За основу проекта взяли московские школы, применив нормативы, актуальные для Алтайского края.
"В итоге получилась отличная школа, с моей точки зрения. Те же атриумы, многоступенчатые уровни. Например, у нас библиотека в два уровня с террасами, где можно проводить лекции. Много стекла. Кабинеты физики и химии объединены одним пространством лаборатории. Целый этаж отдается под дополнительное образование. Много новшеств, которых раньше не было. Интересные изюминки", – продолжил Колотов.
Всего в "Алтайгражданпроекте" сейчас проектируют 10 школ – в Барнауле (в новых кварталах), Заринске и Топчихе. Часть уже успешно прошли госэкспертизу, часть еще проходят ее. Но финансирования пока ни на одну не получено.
Строить такие школы слишком дорого, коротко говорят строители. Если последняя типовая школа на 550 мест по старому проекту, запущенная в "производство", обошлась в 700 млн рублей, то обновленный вариант подорожает до 1,4 млрд. А школа на 825 мест – и вовсе до 1,7 млрд рублей.
Цена выросла, например, из-за СанПиНов, требующих больше кв. метров на каждого ученика. А также из-за обновленных условий по сейсмике, которые делают здания более устойчивыми к подземным толчкам. Только они дают около 20–30% стоимости здания, говорит Александр Мишустин.
"Нормальные школы мы строили, – прокомментировал "Толку" директор компании "Жилищная инициатива" Юрий Гатилов, который возвел несколько школ. – А сейчас из-за новых требований и цен стройка встала".
Вопрос к стоимости новых школ возникает еще и потому, что главное для хорошего образования детей не стены и атриумы, а педагоги.
"Посмотрите на 42-ю и 69-ю гимназии в центре Барнаула. Они расположены в старых зданиях, но качество образования от этого не страдает. Но я не могу сказать, что нам не нужны школы с современной архитектурой. В таких пространствах приятнее находиться. Особенно учитывая, что сегодня образование старается сделать так, чтобы дети проводили в школе как можно больше времени. Для этого и предлагаются помещения под допобразование", – говорит Владимир Колотов.
Опыт столицы
Тему строительства школ нового формата строители подняли после визита на московские площадки. Экскурсию организовал Александр Зайцев, сооснователь компании "АКТО" (представляет проект АКТОACADEMY). Он рассказал, что там при проектировании архитекторы работают вместе с психологами. Они пришли к выводу, что современным детям нужно больше пространства – светопрозрачных конструкций, открытых зон, меньше коридоров.
"Например, они делают туалеты с прозрачной дверью в открытые красивые зоны с умывальниками. Чтобы не было закрытых мест, где может быть буллинг и другие нежелательные процессы", – рассказал Зайцев.
Также в таких проектах отказываются от актовых залов – традиционных больших дорогих помещений, чаще закрытых на ключ. В современных школах их преподносят в виде атриума на первом этаже.
"Человек приходит в школу – его встречает красивое пространство. Дети на перемене сюда сбегаются. Тут есть лавки, на которых они сидят и общаются. А если нужно провести представление, помещение трансформируют, – продолжил Зайцев. – Столовые становятся похожи на кафе и рестораны не из-за того, что дорогие решения использовали, а потому что дизайнеры поработали и использовали материалы поинтереснее".