Площади парков уменьшаются, а скверы становятся частью уличной сети
Общественная дискуссия на тему сохранения и защиты зеленых городских зон состоялась в минувшую пятницу в Барнауле. Организаторами выступили представители Общероссийского народного фронта. Появится ли вокруг Барнаула защитная лесополоса, что происходит с городскими парками, а также что такое зеленый каркас города – в материале "ТОЛКа".
Нет статьи – нет леса
Два года назад ОНФ озвучил довольно интересную идею: создать вокруг крупных российских городов зеленые "щиты". Какое-то время тема была на слуху, но затем постепенно затихла.
По словам председателя ревизионной комиссии ОНФ Алексея Грибкова, инициатива была озвучена и прошла все процедуры на региональном уровне. Общественная палата обсудила поступившее от ОНФ предложение и направила его в АКЗС. Заксобрание, в свою очередь, приняло соответствующее постановление о создании лесопаркового зеленого пояса.
"После всех этих процедур по закону требуется, чтобы Минприроды установило границы этого лесопаркового зеленого пояса. Прошло два года, границы так и не установлены, – рассказывает Грибков. – Причем вины министерства тут нет. Дело в том, что Росреестр обнаружил, что поставить на государственный кадастровый учет зоны с особыми условиями использования территории как лесопарковые не может, потому что нет соответствующей строчки в статье 105 Земельного кодекса РФ".
Сейчас этот вопрос пытаются решить, но пока что "воз и ныне там".
Парки теряют площадь
В этом году в Барнауле приняли очередной Генеральный план города, согласно которому "деградирующие" территории, возможно, удастся привести в порядок.
"Мы не хотим расти вширь. Сейчас в первую очередь необходимо обеспечить город недостающей инженерной инфраструктурой, социальными объектами и зелеными насаждениями, – подчеркнул Владимир Бутаков, заместитель председателя комитета по строительству, архитектуре и развитию Барнаула. – Работы ведутся, но они не бросаются в глаза. Если бы мы построили Зарядье – да, было бы о чем говорить, но Барнаул – не Москва".
Архитектор Андрей Атаджанов, который участвовал в проекте реконструкции парка "Изумрудный", провел анализ зеленого каркаса всего города. Выяснилось, что 150 квадратных километров – это та территория Барнаула, которая нуждается в озеленении.
По итогам дискуссии голосовали за понравившийся вариант
"Что такое зеленый каркас города? Это ядерная структура, где роль этих самых ядер выполняют парки, скверы, благоустроенные озелененные площади, – рассказывает Андрей. – Между собой их соединяют зеленые или воздушные коридоры. Это пешеходные связки, движение воздушных потоков, которые объединяют зеленые зоны и способствуют циркуляции очищенного деревьями воздуха. Все это важные факторы воздействия на микроклимат города".
В результате исследования архитектор выяснил, что большинство парков Барнаула заметно потеряли в площади за последние десятки лет. Сейчас в городе их 14. Один из них – парк 50-летия СССР – практически прекратил свое существование, сейчас 72% его территории застроено торговыми центрами и жилыми домами. "Юбилейный" потерял 64% своей площади, "Изумрудный" – 37%.
С каждым годом ситуация ухудшается
Все скверы – на учет
В обсуждениях приняла участие активистка Татьяна Труфанова. Именно с ее одиночных пикетов началась борьба за сквер возле площади Сахарова, которая в итоге увенчалась успехом. Общественница высказала интересную позицию, что зеленые зоны – это не просто более чистый воздух и отличное самочувствие, но и психическое здоровье горожан.
Активисты изучили кадастровую карту Барнаула и пришли к выводу, что город находится на грани катастрофы: у нас почти нет парков, скверов и аллей. Все они являются частью улично-дорожной сети. Татьяна совместно с другими активными горожанами предлагает провести инвентаризацию всех зеленых участков центра Барнаула (для начала Октябрьского и Железнодорожного районов), чтобы очертить их границы и придать им статус рекреационных зон.
Также она обратилась к застройщикам:
"Вы строите дома для богатых людей, почему даже вокруг "элиток" нет озеленения? То же самое могу сказать и о торговых центрах. Они "сжирают" наши территории своими огромными парковками и площадями зданий".
Урбанизация VS парки
Иван Лужаев, заместитель директора компании "ПремиумСтрой Алтай" (несостоявшийся застройщик гостиницы Radisson), отметил, что урбанизация – это естественный процесс, который происходит во всех городах. Он подчеркнул, что мы находимся в городе, на месте которого не так давно был лес. Участок возле площади Сахарова, по словам строителя, они не выбирали – его предложила городская администрация. Мало того, все остальные участки, которые были предложены бизнесменам после пикетов, также находятся на территории скверов.
Общее мнение озвучил депутат "Справедливой России", руководитель фонда имущества края Владислав Вакаев: парки и зеленые зоны, несмотря ни на что, должны возрождаться.
"30 лет в России шел процесс сворачивания всего общественного. Теперь наконец-то начался обратный. Я бы назвал текущий год годом великого перелома в плане всего "зеленого". Три показательные истории: отстояли парк "Изумрудный", ограничили эксплуатацию ленточных боров, отстояли сквер на Сахарова. Мне искренне жаль инвесторов Radisson, они просто попали на острие ножа, потому что накипело все, что копилось долгие годы. У меня призыв ко всем: мы все в одной лодке, давайте реализовывать общий интерес. И да: парки должны увеличиваться, возрождаться".