У бизнеса нет никаких правовых оснований, чтобы снизить свои потери, говорит эксперт
Отделы одежды в торговых центрах Барнаула пустуют, отмечают читатели "ТОЛКа". Посетители на фоне новостей о коронавирусе в основном идут в продуктовые отделы или за бытовой химией. "Индекс потребительского настроения равен почти нулю", – говорит Ирина Чанцева, владелец нескольких магазинов одежды в Барнауле. Она фиксирует падение трафика покупателей до 80%.
Не так страшен евро
Ирина Чанцева работает на рынке более 20 лет. По ее словам, цена евро и доллара сейчас не самый важный фактор.
"За последние 25 лет это уже четвертая девальвация, было и хуже. Что случилось? Упал курс рубля на 15-20%. В 1998 году он и в шесть раз падал", – говорит предпринимательница.
К тому же две трети коллекций она выкупила еще по старому курсу евро – закупки на весну-лето производятся зимой.
Главный риск, по словам Чанцевой, заключается в том, что покупательская способность точно изменится, значительно сократится.
"Мир изменится. И главное – упадет индекс покупательского настроения, его просто нет. Было бы странно, если бы он оставался", – отмечает Ирина Чанцева.
Она говорит, что общается с коллегами из других городов и стран. В Европе паника еще сильнее: магазины закрыты, перспектив не видно, вокруг умирают соседи.
Честное слово купеческое
Однако у этого бизнеса в Европе и в России есть существенное отличие, говорит Чанцева, – за границей введен режим чрезвычайного положения. В правовом смысле он позволяет бизнесу заметно снизить потери или, по крайней мере, их не множить.
"В любом контракте существует пункт о форс-мажоре. К нему относятся землетрясение, наводнение, революционные действия и решения правительства, не позволяющие вести хозяйственную деятельность. Режим ЧП относится к числу таких решений. То есть сейчас контракты в Европе могут не выполняться на прежних условиях. В России таких решений нет. Рекомендации, которые сейчас даются, не имеют никакой правовой силы", – объясняет Ирина Чанцева.
По сути, сейчас российский предприниматель вынужден сам договариваться с другим предпринимателем, у которого он арендует помещение, которому поставляет продукцию или у которого закупает.
"И делать это в условиях, мягко скажем, отсутствия правового поля. Сейчас многое будет зависеть элементарно от порядочности – понятия, далекого от юридических категорий", – говорит барнаульская предпринимательница.
Взамен государство идет по пути угроз и предупреждений. Например, предприятиям настойчиво рекомендуют не сокращать персонал. "А что государство сделает, чтобы бизнес не пошел по пути увольнений?" – интересуется Чанцева. Под одним из постов в Facebook она задает вопросы: "Зачем мне сотрудники, если никто не будет покупать? Откуда мне взять деньги им на зарплату?"
Напомним, ранее Виталий Смокотин, гендиректор компании "Мартика" (производитель пластиковых изделий в Барнауле), также говорил "ТОЛКу", что не надеется на помощь от государства: "О том, чтобы поддержать бизнес и работников, речи нет. Я не думаю, что в России, как в других странах, в карантинных регионах предусмотрят компенсацию минимальной зарплаты из бюджета страны".
Валерий Покорняк, гендиректор производственной компании "Алтан" (выпускает макароны Granmulino), тоже приводил пример Европы, где снижают или отменяют налоги, снимают процентные ставки по кредитам, замораживают платежи по "коммуналке".
"Правительство России не настроено на такие шаги. Главная его задача – сохранить крупный бизнес. Экономика России в ХХI веке сопоставима по уровню зрелости с экономикой Европы ХIX века", – резюмировал он.