"Времена дикого ИИ": эксперты поспорили, убьют ли нейронки подготовку архитекторов

Институт архитектуры и дизайна АлтГТУ
Институт архитектуры и дизайна АлтГТУ Фото: Виталий Барабаш / "Толк"

Действующие архитекторы и преподаватели обсудили, какие риски и преимущества несет искусственный интеллект при подготовке студентов

"Отрицательно или положительно относиться к ИИ, игнорировать его, говорить, что он "для меня не существует", нет смысла. Это просто уже реальность, в которой нам жить. Но ситуация такова, что надо учить студентов думать. Иначе, если они будут просто пользоваться ИИ, то думать разучатся. И тогда – конец мира. Мы находимся именно на таком переломе", – с таких слов начала в Барнауле дискуссию о влиянии искусственного интеллекта на подготовку архитекторов и дизайнеров Татьяна Гудкова, доцент Новосибирского архитектурно-строительного университета (Сибстрин).

Круглый стол, где обсуждали эту тему, прошел в ходе выставки, посвященной 30-летию Института архитектуры и дизайна АлтГТУ.

Алтайский институт архитектуры и дизайна собрал бомонд на выставке к своему 30-летию

Уже примерно 30% работающих сегодня в Алтайском крае архитекторов — выпускники института, который сумел "объединить физиков и лириков"

"Толк" приводит несколько тезисов на эту тему, прозвучавших во время обсуждения, которые могут быть актуальны для сферы подготовки любых творческих специалистов.

"Не быть придатком ИИ"

Татьяна Гудкова, доцент Сибстрин:

– Что в настоящее время умеет ИИ? Очень быстро искать релевантные публикации, исследования, качественно сгенерировать план. Хорошо создает графики, редактирует, стилизует текст. Но при этом он фантазирует, ошибается и придумывает что-то, чего нет.

– Надо, общаясь со студентами, объяснять "что такое хорошо и что такое плохо". Что плохо быть придатком ИИ, когда у тебя пока нет ресурсов аналитического мышления, не хватает знаний, чтобы проанализировать, где ИИ ошибся, как правильно скорректировать промпт и т. д. Студенты должны понимать, что ИИ — это ассистент.

– Когда ты уже что-то сам придумал и загружаешь это в ИИ, а он просто упрощает тебе работу, это одна история. То, что ты раньше делал за неделю, теперь делаешь за один день. Это очень удобно. Но в том случае, когда ИИ выступает в качестве автора, возникает неприятная ситуация. Я считаю, что это стыдно.

Выставка к 30-летию Института архитектуры и дизайна
Выставка к 30-летию Института архитектуры и дизайна
Фото: Виталий Барабаш

– Очень важный момент – мы должны понимать, что ИИ не несет никакой ответственности. За этим стоят люди, которые просто загрузили туда некие логические структуры, по которым ИИ действует. И здесь во весь рост встает тема авторства – чье оно [произведение]: ИИ или человека, который с ним взаимодействует.

– Сейчас мы пока находимся в переходном периоде – времена дикого ИИ. Что-то он делает качественно, а где-то путает нас. И это к вопросу о релевантности – у молодого поколения она пока еще не очень развита.

– Да, многие идеи существуют. Но поскольку мы живем в мире огромного количества визуальной информации, проверка на подлинность очень важна. Если студент берет что-то из Pinterest, то он должен пользоваться инструментами интерпретации, стратегией преобразующего мышления, модифицировать, изменять. Когда человек учится, у него должны быть такие ступени – от подражания к творчеству через интерпретацию. Но при этом не должно быть прямого заимствования.

Революция или бред сивой кобылы: как нейросети переворачивают систему образования

Нейросети не способны заменить образование, однако учить придется другому и иначе, говорят эксперты, и этот путь неотвратим

Николай Зайков, и. о. директора Института архитектуры и дизайна АлтГТУ:

– Когда-то фотография изменила искусство. Сейчас это наверно ИИ сделает. Я пока не могу это принять.

Александр Гамалей, доцент Сибстрин:

– В моем представлении творчество – это когда ты из сознания извлекаешь результат того, что раньше в него закладывал: навыки, знания, скиллы. И это результат твоего труда. А если ты постоянно пользуешься ИИ, то получается, что ты и не закладываешь ничего нового в свой мозг. Становится меньше знаний, мировоззрения. И в какой-то момент доставать будет нечего. И когда станет много людей с пустой головой, тогда и жизнь станет другая. Все будет среднее, и исчезнет запрос на гениальное. Останутся некие потребности, которые как-то будут удовлетворяться. Это будет новая жизнь. Насколько она будет прекрасна, не известно.

Сроки, уровень и авторство

Барнаульский архитектор Александр Деринг рассказал, что уже сейчас в Москве работают крупные компании, которые готовят проекты жилых и коммерческих комплексов исключительно с помощью ИИ. По его словам, они уже ставят сроки подготовки проекта – до 40 дней (это ничтожно мало по сравнению с традиционной подготовкой). Деринг отметил, что представители этих компаний, говоря о заказах, оперируют такими терминами как "продукт" и "продажа".

Выставка к 30-летию Института архитектуры и дизайна
Выставка к 30-летию Института архитектуры и дизайна
Фото: Виталий Барабаш

Сергей Черепанов, барнаульский архитектор, отметил, что, по его наблюдениям, использование ИИ на данном этапе его обученности и развития позволяет создавать проекты в лучшем случае среднего уровня – с такими задачами он справляется. Но выше среднего пока не "тянет". Впрочем, ему со смехом ответили: "Встретимся через год".

Известный в городе амбассадор уличного паблик-арта Анастасия Петренко подчеркнула, что важно обращать внимание на вопрос авторства. В подавляющем числе случаев изображение или текст, сгенерированные ИИ, принадлежат авторам самой нейросети. В редком случае – тем, по чьим промтам они созданы, но и в этом случае – автор может не иметь права использовать его в коммерческих целях.

Наш человек в Яндексе: Олег Копылов – о переезде в Москву, нейросетях и стереотипах

Новый герой "толкового" проекта "Наши в столице" – Олег Копылов, который работал в журналистике в Барнауле, а теперь развивает новые направления в топовой технологической компании страны

Лента новостей

Реклама: ООО Автограф ИНН: 2221196429 16+ Токен: 2W5zFGt1Png