Действующие архитекторы и преподаватели обсудили, какие риски и преимущества несет искусственный интеллект при подготовке студентов
"Отрицательно или положительно относиться к ИИ, игнорировать его, говорить, что он "для меня не существует", нет смысла. Это просто уже реальность, в которой нам жить. Но ситуация такова, что надо учить студентов думать. Иначе, если они будут просто пользоваться ИИ, то думать разучатся. И тогда – конец мира. Мы находимся именно на таком переломе", – с таких слов начала в Барнауле дискуссию о влиянии искусственного интеллекта на подготовку архитекторов и дизайнеров Татьяна Гудкова, доцент Новосибирского архитектурно-строительного университета (Сибстрин).
Круглый стол, где обсуждали эту тему, прошел в ходе выставки, посвященной 30-летию Института архитектуры и дизайна АлтГТУ.
"Толк" приводит несколько тезисов на эту тему, прозвучавших во время обсуждения, которые могут быть актуальны для сферы подготовки любых творческих специалистов.
"Не быть придатком ИИ"
Татьяна Гудкова, доцент Сибстрин:
– Что в настоящее время умеет ИИ? Очень быстро искать релевантные публикации, исследования, качественно сгенерировать план. Хорошо создает графики, редактирует, стилизует текст. Но при этом он фантазирует, ошибается и придумывает что-то, чего нет.
– Надо, общаясь со студентами, объяснять "что такое хорошо и что такое плохо". Что плохо быть придатком ИИ, когда у тебя пока нет ресурсов аналитического мышления, не хватает знаний, чтобы проанализировать, где ИИ ошибся, как правильно скорректировать промпт и т. д. Студенты должны понимать, что ИИ — это ассистент.
– Когда ты уже что-то сам придумал и загружаешь это в ИИ, а он просто упрощает тебе работу, это одна история. То, что ты раньше делал за неделю, теперь делаешь за один день. Это очень удобно. Но в том случае, когда ИИ выступает в качестве автора, возникает неприятная ситуация. Я считаю, что это стыдно.
– Очень важный момент – мы должны понимать, что ИИ не несет никакой ответственности. За этим стоят люди, которые просто загрузили туда некие логические структуры, по которым ИИ действует. И здесь во весь рост встает тема авторства – чье оно [произведение]: ИИ или человека, который с ним взаимодействует.
– Сейчас мы пока находимся в переходном периоде – времена дикого ИИ. Что-то он делает качественно, а где-то путает нас. И это к вопросу о релевантности – у молодого поколения она пока еще не очень развита.
– Да, многие идеи существуют. Но поскольку мы живем в мире огромного количества визуальной информации, проверка на подлинность очень важна. Если студент берет что-то из Pinterest, то он должен пользоваться инструментами интерпретации, стратегией преобразующего мышления, модифицировать, изменять. Когда человек учится, у него должны быть такие ступени – от подражания к творчеству через интерпретацию. Но при этом не должно быть прямого заимствования.
Николай Зайков, и. о. директора Института архитектуры и дизайна АлтГТУ:
– Когда-то фотография изменила искусство. Сейчас это наверно ИИ сделает. Я пока не могу это принять.
Александр Гамалей, доцент Сибстрин:
– В моем представлении творчество – это когда ты из сознания извлекаешь результат того, что раньше в него закладывал: навыки, знания, скиллы. И это результат твоего труда. А если ты постоянно пользуешься ИИ, то получается, что ты и не закладываешь ничего нового в свой мозг. Становится меньше знаний, мировоззрения. И в какой-то момент доставать будет нечего. И когда станет много людей с пустой головой, тогда и жизнь станет другая. Все будет среднее, и исчезнет запрос на гениальное. Останутся некие потребности, которые как-то будут удовлетворяться. Это будет новая жизнь. Насколько она будет прекрасна, не известно.
Сроки, уровень и авторство
Барнаульский архитектор Александр Деринг рассказал, что уже сейчас в Москве работают крупные компании, которые готовят проекты жилых и коммерческих комплексов исключительно с помощью ИИ. По его словам, они уже ставят сроки подготовки проекта – до 40 дней (это ничтожно мало по сравнению с традиционной подготовкой). Деринг отметил, что представители этих компаний, говоря о заказах, оперируют такими терминами как "продукт" и "продажа".
Сергей Черепанов, барнаульский архитектор, отметил, что, по его наблюдениям, использование ИИ на данном этапе его обученности и развития позволяет создавать проекты в лучшем случае среднего уровня – с такими задачами он справляется. Но выше среднего пока не "тянет". Впрочем, ему со смехом ответили: "Встретимся через год".
Известный в городе амбассадор уличного паблик-арта Анастасия Петренко подчеркнула, что важно обращать внимание на вопрос авторства. В подавляющем числе случаев изображение или текст, сгенерированные ИИ, принадлежат авторам самой нейросети. В редком случае – тем, по чьим промтам они созданы, но и в этом случае – автор может не иметь права использовать его в коммерческих целях.