Барнаульские власти призывают горожан пересесть с автомобилей на общественный транспорт во время ремонта моста на Новом рынке. При этом в час пик барнаульцы и так еле влезают в автобусы
Ремонт путепровода в районе Нового рынка в Барнауле должен начаться уже в мае. Это событие волнует всех горожан, ведь на полтора года краевая столица будет испытывать серьезные проблемы на дорогах. Власти намерены в этот период отдать приоритет общественному транспорту. На него чиновники хотят пересадить часть автолюбителей. "Толк" спросил у экспертов, возможно ли это и выдержит ли городской транспорт увеличение пассажиропотока.
Автобусные беды
Барнаульские власти уже давно признают, что с транспортом в городе есть ворох проблем. Совсем недавно мэр Барнаула Вячеслав Франк рассказал, что в краевой столице "остро чувствуется необходимость модернизации общественного транспорта".
В 2021 году несколько маршрутов нарушали графики движения, с двумя маршрутами (№19 и 110) мэрия города даже расторгла контракты из-за многочисленных претензий о несоблюдении месячного плана по количеству рейсов. Жители города также жаловались на то, что транспорт приходится долго ждать, он не доезжает до новостроек, а троллейбусы плохо ездят как утром, так и вечером.
При этом в час пик с транспортом в Барнауле уже долгие годы есть серьезные проблемы. Автобусы забиты битком, часто люди не могут сесть в несколько автобусов подряд из-за того, что двери в них буквально не закрываются от большого количества пассажиров. Иногда приходится пропускать и второй, и третий автобус, чтобы дождаться машины, где для человека найдется заветное место.
Однако количество пассажиров в ближайшее время может вырасти еще сильнее. В февральском интервью "Вечернему Барнаулу" заместитель мэра Барнаула по дорожному хозяйству, благоустройству и транспорту Антон Шеломенцев рассказал, что во время ремонта моста у Нового рынка власти отдадут предпочтение общественному транспорту и на него планируется пересадить хотя бы часть людей с личных автомобилей.
"Движение общественного транспорта в схеме вынесено в приоритет. Наша задача – обеспечить жизнедеятельность города в первую очередь за счет общественного транспорта, чтобы максимальное количество жителей на него пересели с личных автомобилей. На проспектах Ленина, Строителей, Калинина, как раз там, где ожидаются пробки, планируется ввести выделенные полосы", – пояснил Шеломенцев.
При этом не только замглавы города, но и другие разработчики схемы акцентируют внимание именно на общественном транспорте и выступают за то, чтобы на него пересело как можно больше людей.
Яблоку негде упасть?
По словам барнаульского предпринимателя Антона Еньшина, под крылом которого находятся маршруты № 41 и 78, выделенная полоса действительно может заманить людей на общественный транспорт. Но проблемы с переполненными автобусами могут возникнуть только в час пик, говорит Еньшин. В другое время с транспортом все будет в порядке, уверен он. Последние три-четыре года пассажиропоток в Барнауле сильно упал. Раньше он был больше, и автобусы справлялись с нагрузкой. Они справятся и теперь, считает бизнесмен.
"Даже если количество людей увеличится и мы вернемся к показателям прошлых лет, ничего страшного не будет. Мы с тем пассажиропотоком справлялись. Час пик был всегда – и пять, и десять лет назад. Все зависит от качества автобусов и их количества на линии. Да, понятно, что утром и вечером транспорт битком и люди будут уезжать в полном автобусе, но это все равно неизбежно", – отмечает Еньшин.
Позитивно на ситуацию смотрит и исполнительный директор ассоциации пассажирских перевозчиков Николай Долженко. По его словам, транспорт выдержит увеличенный пассажиропоток. Однако для того, чтобы не создавать проблем пассажирам, нужны совместные усилия горадминистрации и перевозчиков. Если контролировать ситуацию, говорит Долженко, то она будет стабильной.
С ним согласен и депутат Барнаульской гордумы Сергей Струченко. Он уверен, что серьезные проблемы вряд ли возникнут. Как отмечает народный избранник, все подводные камни станут видны с началом ремонта. Люди, скорее всего, сделают выбор в пользу автобусов, так как из-за выделенных полос на них будет быстрее доехать до нужного места.
Если проблемы с транспортом все-таки появятся, то нужно будет увеличивать число выходов машин на маршруты и при необходимости брать где-то новые автобусы. Струченко говорит, что городу может понадобиться на 10-20% единиц техники больше, чем сейчас. Но проблемы нужно решать по мере их поступления, повторяет он.
"Все в убыток"
Зампредседателя комитета АКЗС по строительству, ЖКХ и транспорту Николай Данилин считает, что автобусов для пассажиров действительно может не хватить. Власти собираются пересадить на автобусы в идеале 20% горожан. И существующего транспорта для такого количества людей мало.
Выход здесь один – добавить количество машин. Другой вопрос, как это сделать. Сейчас автотранспортного госпредприятия в Барнауле нет, купить автобусы напрямую государство не может.
В данный момент предприятия не будут ни покупать, ни арендовать новую технику, объясняет Антон Еньшин. Во-первых, сейчас цены на машины сильно выросли. Если раньше, рассказывает предприниматель, "Газель Сити" стоила чуть меньше 3 млн рублей, то теперь – 5 млн. Затраты на эксплуатацию автомобиля выросли на 50, 60 и на 80%, подорожали масло, запчасти и колеса. В лизинг или в кредит машину никто не возьмет, потому что за полтора года ремонта моста затраты не окупятся, говорит бизнесмен.
"Кто пойдет на эти риски? Вы представляете? Автобус пять лет должен отработать, чтобы была гарантия его окупаемости. В этом экономики нет просто никакой. Это все в убыток", – отмечает Еньшин.
При этом о государственных субсидиях говорить тоже не стоит, считает предприниматель. По его словам, разговоры о дотациях идут уже давно, но денег на покупку новых автобусов перевозчики так и не получали.
Руководитель регионального исполкома Народного фронта в Алтайском крае Сергей Войтюк рассказывает, что покупать дополнительный транспорт и выпускать его на линию вместе со старым нерентабельно. В час пик автобусы будут заполняться, а в остальное время нужного трафика на них не будет, и машинам придется просто ездить наперегонки.
По словам общественника, можно выпускать дополнительные автобусы только во время пиковых загрузок. Также, отмечает Войтюк, профильный комитет мэрии должен следить, как перевозчики исполняют контракты, и смотреть, чтобы все машины перевозили людей и никакая техника не стояла без дела.
Есть и совсем гротескные варианты выхода из ситуации, говорит Войтюк. Один из таких – временно позаимствовать невостребованный транспорт из муниципалитетов Алтайского края. Забрать его на полтора года, а после окончания ремонта моста отправить назад. Однако вопрос вряд ли будет решаться такими радикальными методами, отмечает активист.
Кроме того, для каждой техники нужны водители. А их в Барнауле сильно не хватает. В декабре 2021 года перевозчики говорили, что причиной нарушения графика работы подвижного состава является как раз нехватка "людей за баранкой".
МУП поможет?
Одним из вариантов решения транспортной проблемы в городе может стать автотранспортное предприятие, считает Сергей Войтюк. 30 марта на пресс-конференции с журналистами мэр Барнаула Вячеслав Франк сообщил, что в городе планируется создать такую организацию на базе "Горэлектротранса". Оно должно развить общественный транспорт в городе. Пока это только планы, но администрация краевой столицы вместе с депутатами серьезно рассматривает такой вариант.
Сергей Войтюк отмечает, что в краткосрочный период создать такое предприятие вряд ли получится. И проблемы с перевозками людей во время ремонта путепровода оно решить просто не успеет. Однако в перспективе предприятие может улучшить городской транспорт, участвовать в федеральных программах и претендовать на софинансирование. В этом году, конечно, залезть ни в какие программы уже не получится. Но, говорит Войтюк, надо следить за ситуацией и держать руку на пульсе.
А вот Антон Еньшин считает, что новое МУП не улучшит положение вещей. У города вряд ли будут деньги на то, чтобы покупать технику и запчасти по высоким ценам. И ситуация коренным образом не преобразится, отмечает перевозчик. Такое решение только увеличит число компаний, но эффекта не даст. По его мнению, лучше работать с уже существующими фирмами, а не создавать что-то новое.
Напомним, что к ремонту моста в районе Нового рынка власти Барнаула планируют приступить в конце мая, он продлится до ноября 2023 года. Работы будут вестись с четырех до восьми часов утра. На реконструкцию планируется потратить 1,7 млрд рублей.
При этом власти заверили, что санкции и скачок цен на стройматериалы не повлияют на сроки реализации проекта. В ходе ремонта на объекте снесут старые конструкции, там построят новый путепровод, число полос на нем увеличится до шести, сохранятся обособленные трамвайные пути, появятся новые коммуникации.
На период реконструкции движение транспорта будет организовано по специально составленной схеме.