Реконструкция путепроводов на проспекте Ленина в районе Нового рынка является одним из главных инфраструктурных проектов, которые в настоящее время реализуются в Барнауле
В результате работ, которые планируется завершить в ноябре 2023 года, на главной транспортной артерии краевой столицы появится современный мост. При этом отметим, что в последние годы региональный центр очень активно участвует в модернизации дорожной инфраструктуры, а в качестве некоего проекта-аналога по своему значению и масштабу в данном случае можно вспомнить реконструкцию старого моста через Обь, которая была завершена в краевой столице в октябре 2021 года.
Важно указать, что между ремонтом Старого моста через Обь и реконструкцией путепроводов на Новом рынке много общего: работы проводились одним и тем же подрядчиком в лице ДСУ-4, а в поставке конструкций участвовал тюменский завод "Стальмост", продукция которого используется и при ремонте объекта на проспекте Ленина. О том, как Барнаул пережил капитальный ремонт одного большого моста и приступил к реконструкции другого, – в материале "Толка".
Новый Старый мост
Необходимость ремонта коммунального моста через Обь (Старого моста) в целом была продиктована теми же факторами, что и ремонт путепровода на проспекте Ленина. Состояние сооружения было признано неудовлетворительным. В этой связи была разработана проектная документация на ремонт и заключен контракт на строительно-монтажные работы.
Финансирование капремонта Старого моста осуществлялось из федерального бюджета.
Движение по мосту было полностью закрыто с 5 января 2020 года. Как и в случае с реконструкцией моста на Новом рынке, в контексте перекрытия переправы через Обь была разработана транспортная схема, а общественный транспорт, маршруты которого проходили через Старый мост, были направлены по Правобережному тракту, через Новый мост.
Кроме того, в связи с закрытием совмещенного коммунального моста через Обь на основных магистралях Барнаула, ведущих к развязке на Новый мост, были изменены режимы работы светофорных объектов. Так, длительность разрешающего сигнала увеличена у светофоров на участках проспектов Ленина от площади Октября до площади Баварина, Комсомольского в границах улиц Профинтерна и Никитина, перекрестке проспект Красноармейский – улица Партизанская.
Данные меры были приняты в целях поддержания оптимальной ситуации на дорогах города. При этом мониторинг дорожной ситуации на указанных участках проводился ежедневно в целях корректировки.
Что касается проекта ремонта Старого моста, то он предусматривал широкий спектр работы. В частности, вместо железобетонных плит (их было более 700) специалистам предстояло смонтировать металлические, а вес конструкции составил более двух тысяч тонн.
По окончании работ на основной части моста был намечен ремонт эстакад – балки пролетных строений на них надо было полностью заменить. Уже после этого необходимо было выполнить устройство мостового полотна.
Уже 9 января 2020 года Барнаульское дорожно-строительное управление №4 приступило к фрезерованию асфальтобетонного покрытия Старого моста.
Вслед за асфальтом дорожники разобрали перила и тротуары.
"Демонтаж старых железобетонных плит проезжей части и устройство новых, металлических идут параллельно в обе стороны от середины моста. Для этого смонтировали подкрановые пути и две кран-балки. Площадь новой конструкции составит 8,5 тысячи квадратных метров, вес – более двух тысяч тонн. Металлические плиты выполнены по индивидуальному проекту. На объекте ежедневно трудится около 50 специалистов", – рассказывал о ходе работ эксперт дорожного хозяйства Упрдор "Алтай" Артем Онищенко.
К июлю 2020 года специалисты приступили к ремонту эстакад на Старом мосту через Обь. К этому времени дорожники более чем наполовину выполнили работы по замене плит, уже смонтировали 238 элементов из 370. Одновременно с этим приступили к ремонту левобережной эстакады со стороны краевой столицы, начали устанавливать перильное ограждение для безопасности пешеходов и монтировать деформационные швы. На левом берегу Оби специалисты разобрали дорожную одежду и тротуары.
Уже к середине октября 2020 года строители выполнили более 50% запланированных работ на этом Старом мосту. Они полностью заменили плиты проезжей части моста. Вместо старых железобетонных смонтировали металлические плиты – каждый из 370 элементов выполнен по индивидуальному проекту.
Параллельно с двух сторон моста специалисты демонтировали старые балки пролетных строений, осуществили ремонт стойки опор и ригели, занимались установкой новых балок.
Наступление холодов не помешало строителям, и они продолжили капитальный ремонт переправы. К концу января 2021 года работы по монтажу балок пролетных строений на эстакадах моста уже находились в заключительной стадии.
На мартовские праздники подрядная организация завершила монтаж балок пролетных строений Старого моста через Обь и приступила к устройству перильного ограждения.
Впереди у дорожников оставались работы по гидроизоляции ортотропных плит в центральной части моста, заполнению деформационных швов и укладке асфальтобетонного покрытия. К середине марта 2021 года работы на объекте были выполнены уже на 70%.
"Одним из самых трудоемких процессов стал монтаж новых балок: со стороны Барнаула нужно было установить 78 конструкций, со стороны Новоалтайска – 102. Эта работа заняла полгода, при том что велась параллельно с обеих сторон моста", – рассказал Денис Попрядухин, замдиректора по капитальному строительству Барнаульского ДСУ № 4.
К середине лета 2021 года основные мероприятия по ремонту коммунального моста через Обь на въезде в столицу Алтайского края выполнили на совмещенной части конструкции, а также на эстакаде со стороны города. На тот момент готовность объекта оценивали более чем на 85%.
А в середине сентября на Старом мосту специалисты уже вели монтаж деформационных швов, завершали окрашивание перильного и монтаж барьерного ограждений.
В итоге движение по переправе через Обь в Барнауле открыли досрочно – 20 октября 2021 года.
Глава Барнаула Вячеслав Франк, говоря об этом событии, подчеркнул: "Сегодня мы открываем не просто мост, мы даем вторую жизнь старейшим воротам в Барнаул, пропускная способность коммунального моста – около 20 тысяч автомобилей в день. Краевая столица снова обретает две переправы через реку Обь. От всех барнаульцев хочу поблагодарить губернатора Алтайского края Виктора Томенко, правительство края, дорожников, мостостроителей, всех, кто принимал участие в ремонте этого моста, за весомый вклад в развитие транспортной инфраструктуры города".
Также градоначальник акцентировал внимание на том, что сложнейший проект капремонта удалось реализовать менее чем за два года, при этом контракт дорожники исполнили раньше срока на целый месяц.
Кроме того, вместе с мостом преобразились и прилегающие улицы краевой столицы. Так, с 2017 по 2021 год на подъездах к совмещенному коммунальному мосту в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" был выполнен ремонт дорог по бульвару 9 Января, улице Профсоюзов, улице Парфенова, улице Водопроводной общей протяженностью 5,1 километра, стоимостью 65,5 млн рублей.
На сумму 20,2 млн рублей из краевого бюджета завершается капремонт линий наружного освещения по улицам Парфенова, 8 Марта, Профсоюзов, Воровского, на бульваре 9 Января.
Руководитель ООО "Барнаульское ДСУ №4" Николай Данилин, в свою очередь, отметил: "Мы ставим своей работе положительную оценку: все получилось, несмотря на то, что объект действительно сложный. Старый мост – действительно значимый для всех жителей города".
Общая стоимость ремонта коммунального моста через Обь составила 1,1 млрд рублей. Дополнительно к ремонту моста федеральные дорожники выполнили благоустройство на правом берегу Оби: при подъезде к Барнаулу отремонтировали 11 км дороги и установили 9 км нового электроосвещения.
Как идет реконструкция путепроводов на Новом рынке
Что касается работ по реконструкции путепроводов на Новом рынке, то сейчас они в самом разгаре. Мост был полностью закрыт для движения транспорта 21 мая. До этого путепровод перекрыли частично – по всей ширине четной стороны проезжей части проспекта Ленина, то есть по направлению из центра города. Данное ограничение начало действовать с 10 мая.
Одновременно с частичным перекрытием путепровода специалисты приступили к строительству трамвайного разворотного кольца на Новом рынке. При создании этого объекта транспортной инфраструктуры строители уложили 155 метров одиночного пути.
Для этого дорожники задействуют более 200 тонн щебня, 285 деревянных шпал и 19 тонн рельсов, установили восемь новых опор контактной сети, проложили 200 метров контактного провода и примерно 500 метров несущего троса.
С 11 мая на мосту заработал временный пешеходный переход через железнодорожные пути. В оперативные сроки пешеходную связь "прокачали", сделав ее более удобной для горожан, которым необходимо добраться от Нового рынка к Дому быта. В частности, на этом участке установили лестничный сход и освещение. Кроме того, на тротуарах обустроили основания и бордюр, уложили асфальтобетонное покрытие.
Благодаря этому на обход закрытого моста по специально оборудованному переходу у горожан уходит не больше 10 минут.
Весь спектр работ в районе Нового рынка с самого начала находился на контроле городских и краевых властей. Так, 16 мая данная тема обсуждалась в правительстве региона. "Внимание надо уделить обеспечению своевременного трафика экстренных служб – скорой помощи, реанимации, пожарной службы, органов правопорядка. Помощь дорожно-патрульной службы ГИБДД требуется не только в месте проведения ремонта, но и на других участках дорог, куда направлены перераспределенные потоки транспорта, – и на шоссе Ленточной Бор, и на проспекте Строителей. Ситуация требует внимательного изучения и в случае необходимости – корректировки", – заявил губернатор Виктор Томенко.
Администрация города, в свою очередь, в ежедневном режиме осуществляет мониторинг дорожной обстановки и сам ход реконструкции объекта.
Высказываясь о важности реконструкции моста на Новом рынке и говоря о том, что данный проект затрагивает огромное количество горожан, глава Барнаула Вячеслав Франк подчеркивал: "Жители города, которые непосредственно осуществляют движение по улицам города и видят дорожную обстановку, должны иметь возможность вносить свои предложения по корректировке схемы движения, участвовать в этом процессе, а нам важно услышать их мнения, проанализировать и, если это действительно поможет, улучшить ситуацию, обязательно использовать в работе".
К концу мая в районе ТРЦ "Пионер" заработало первое разворотное трамвайное кольцо, которое обеспечило курсирование по обновленным маршрутам трамваев №1 и 4. В это же время специалисты приступили к демонтажным работам на самом путепроводе.
В середине июня стартовало строительство второго трамвайного разворотного кольца, теперь уже в районе остановки "Дом быта". Работы по его обустройству удалось завершить досрочно.
Изначально ставилась задача создать объект к 1 июля, однако выполнить ее удалось раньше – уже 27 июня разворотное кольцо начало функционировать.
Устройство второго разворотного трамвайного кольца заняло у работников "Горэлектротранса" менее двух недель. Длина кольца составляет 191 метр, смонтировано 230 метров контактной сети, установлено 12 опор контактной сети, использовано 230 тонн щебня. Заасфальтирована посадочная площадка.
А с началом июля рабочие приступили к бурению скважин буронабивных свай под устройство опор теплоснабжения. Перед подрядчиками была поставлена задача выполнить полный комплекс работ по устройству тепловой сети, проходящей вдоль путепроводов до начала отопительного сезона 2022-2023.
В конце июля специалисты завершили демонтаж трехпролетного путепровода на Новом рынке, а к началу августа были заключены договоренности с ОАО "РЖД" по предоставлению "технологических окон", необходимых для демонтажа всех элементов моста.
13 августа на путепроводе приступили к укладке труб теплосети. Монтаж теплосетей на путепроводе в районе ТЦ "Пионер" будет полностью завершен к середине сентября.
Замдиректора Барнаульского ДСУ-4 Денис Попрядухин, говоря об этих работах, в интервью "Толку", рассказал: "Реконструкция тепловых сетей на объекте началась после демонтажа пролетных строений на восьмипролетном путепроводе. Ориентировочно, 15 июня. После этого специалисты Барнаульского ДСУ-4 приступили к работам по устройству фундаментов под опоры для тепловой сети. Параллельно с этим вместе с нашим субподрядчиком – компанией "Стек" – мы начали закупку необходимых материалов – их список заложен в проект. Мы сразу договорились, что бетонирование фундаментов и устройство стоек мы берем на себя. Более специализированные виды работ, требующие особых технологий, субподрядчик будет выполнять сам. Речь идет о сварочных работах, прокладке теплосетей и т.д.".
А к 24 августа специалисты выполнили демонтаж балок на путепроводе в "технологические окна" на 90%, а к 31 августа эти работы на восьмипролетном путепроводе были завершены в полном объеме.
Начало сентября отметилось продолжением обустройства теплосетей и началом работ по установке первой опоры для нового путепровода – специалисты приступили к созданию котлована.
Отдельного внимания заслуживают металлоконструкции будущего моста на Новом рынке. Для путепровода Тюменский завод "Стальмост" (продукция предприятия использовалась и при капремонте Старого моста через Обь. – Прим. ред.) изготовит стальной "конструктор", состоящий из 1,5 тысячи элементов.
"Мы понимаем, что для жителей Барнаула важно, чтобы мост своевременно был построен. От скорости и, конечно, качества изготовления его конструкций зависит комфорт людей, поэтому можно сказать, что объект все же выделяется из череды похожих заказов", – рассказал в интервью "Толку" директор компании "Стальмост" Виталий Колясников.
По его словам, каждый из трех металлических пролетов нового путепровода будет состоять из главных балок (их 8 штук), соединенных между собой поперечными балками и консолями. Самый "длинный" пролет будет расположен над железнодорожными путями. Его протяженность составит 48 метров.
Любопытно, что металлическая часть путепровода будет немного похожа на уже построенный коммунальный мост Барнаула через Обь. Это будет сплетение продольных и поперечных металлических балок, ферм, а также связей между ними и мостовым полотном.
Что же касается планов дорожников на 2022 год, то по этому поводу директор Барнаульского ДСУ-4 Николай Данилин рассказывал "Толку", что специалисты выполняют работы по графику.
"Основная задача, которая стоит перед нами, – до зимы выполнить большую часть работы с опорными частями, а именно то, что связано с бетоном. Потому что уже при небольшом минусе к нему необходимо добавлять противоморозные добавки, чтобы он успел прореагировать и схватиться. А при сильных морозах мы вообще работы по бетонированию не производим, так как это технологически сложно. Поэтому до зимы будем стараться эти работы завершить. А потом пойдут монтажные работы – по надвижке пролетных строений, по сборке железобетонных пролетных строений на трехпролетном путепроводе. И эти работы нужно производить зимой. Поэтому здесь мы больших рисков не видим. Наш график расписан, и те виды работ, которые подразумевалось сделать зимой, не изменились", – сказал Данилин.