Путепровод на проспекте Ленина в Барнауле – один из самых важных транспортных участков города. Однако его "коллег" поменьше за последние годы также активно обновляли
Реконструкция путепровода на проспекте Ленина в Барнауле стала главной строительной темой 2022 года и, вероятно, останется таковой до самого завершения работ. Однако у этого объекта полно "младших братьев" – городских мостов (кстати, напомним, что мост и путепровод это далеко не одно и то же), которые в краевой столице также активно ремонтируют, обновляют и реконструируют. Эти работы куда как менее заметны, чем "большая стройка" на проспекте Ленина, однако для жизни города и его отдельных районов обладают не меньшим значением. Какие именно мосты обновляли за последние годы в столице Алтайского края, вспоминал корреспондент "Толка".
2022 год: переправы через Барнаулку
Пожалуй, начать "дайджест" ремонта барнаульских мостов за последние годы стоит с еще одного важного напоминания: называть абсолютно все сооружения, предназначенные для перехода (или переезда) через то или иное препятствие мостами, не совсем правильно. Так, например, на проспекте Ленина находится именно путепровод, как потому как он позволяет горожанам преодолеть железнодорожные пути. Впрочем, если бы он пропускал одну дорогу над другой, он также бы относился к этой категории.
А вот "мостами обыкновенными" являются объекты, возведенные именно для пересечения рек и других водоемов. И именно таким объектам в Барнауле в начале 2022 года особенно крупно повезло.
Так, например, в мае 2022 года силами барнаульского дорожно-строительного управления №4, которое занимается и работами по обновлению путепровода на Ленина, был закончен ремонт на Новом мосту через реку Обь. "Реставрации" подвергся участок длиной в 900 метров. На Новом мосту обновили асфальтобетон, освежили дорожную разметку и установили новые дорожные знаки. Это сооружение соединяет Барнаул с краевой трассой, по которой ежедневно проезжает более 10 тыс. автомобилей. Стоимость всех работ составила более 20 млн рублей.
Очевидно, что значение данной переправы для горожан и гостей краевой столицы трудно переоценить.
А в феврале 2022 года администрация краевой столицы сообщила: в Центральном районе города отремонтировали сразу три небольших пешеходных мостика. Два из них расположены на улице Загородной, а еще один, подвесной, – в поселке Борзовая Заимка. На все трех сооружениях полностью заменили деревянные настилы, что обеспечило более безопасное перемещение горожан. Кстати, все три объекта пересекают реку Барнаулку. Ушло на эти три мостика порядка миллиона рублей. Средства были выделены из городского бюджета.
Наконец, еще на одном городском мосту в апреле 2022 года завершили ямочный ремонт. Это сооружение расположено на улице Максима Горького, и обновляли его в рамках текущего ремонта дорог горячим асфальтобетоном.
Кроме того, совсем недавно в Барнауле начали разбирать и еще один мост, пусть не обладающий транспортным значением, но тем не менее памятный для многих жителей города. Это, конечно же, мост в парке "Изумрудный", соединявший два берега искусственного водоема, являвшегося своего рода сердцем этой зоны отдыха.
5 августа с декоративного сооружения сняли перила. Впрочем, беспокоиться об их судьбе не нужно: их отправят на реставрацию и установят на новых местах. Кстати, сама реконструкция пруда в парке началась 2 августа. Дно водоема расчистят, а бетонные плиты и стенки восстановят. Также там установят новые коммуникации водоснабжения и водоотведения, построят два пирса и набережную со спуском. И, разумеется, два мостика.
2021 год: мосты на любой вкус
В 2021 году в краевой столице вновь обновляли внутригородские мосты, которые являются полноправными представителями этого семейства инфраструктурных объектов.
Во-первых, в городе реконструировали мост через реку Власиху по улице Мамонтова. Объект фактически соединяет Павловский район с Барнаулом. Работы по реконструкции были достаточно масштабными: их начали в октябре 2020 года, в достаточно непростой для региона и страны из-за пандемии коронавируса период. Однако ранее существующий мост уже был признан аварийным: его построили более 40 лет назад. А потому отступать было попросту некуда.
Закончили обновление моста через Власиху уже в июле 2021 года. Причем изначально мост планировали открыть только в августе, однако подрядчику удалось, что называется, перевыполнить поставленный план, и работы завершили на 30 дней раньше. Стоимость реконструкции сооружения также была довольно солидной: 53 миллиона рублей.
Чтобы обновить мост через Власиху, потребовался также перенос и переустройство инженерных сетей. Длина сооружения составляет 47,2 метра, ширина проезжей части – 7 метров, а протяженность линии наружного освещения – 228 метров. А еще в реконструкции моста применили новые технологии для шумопонижения.
Первым этапом работ по обновлению "переправы" через Власиху стало создание объездной дороги – земляной насыпи с водопроводными трубами и асфальтом по верху конструкции. Затем подрядчик – компания "Виарум" – начала разбирать существующую конструкцию. Ее состояние было столь ветхим, что спасать существующий мост уже не было смысла. И уже после этого "Виарум" приступила к непосредственно созданию нового объекта на месте старого.
Также в 2021 году в Барнауле закончились работы по реконструкции моста на улице Челюскинцев. Движение на этом участке открыли 13 ноября. А начались реконструкционные работы на Челюскинцев 1 февраля 2021 года.
Здесь, так же как и в случае с уже упомянутым аварийным мостом через Власиху, потребовалось полностью разобрать устаревшее сооружение и создать новое практически с нуля. На предыдущем же объекте уже были разрушены бетонные конструкции, и мост представлял собой источник опасности для граждан.
Ширина проезжей части нового моста через Власиху составляет 9 метров, пешеходных тротуаров – 2,25 метра, длина сооружения – около 66 метров. Объект обеспечивает движение транспорта с развязки моста через Обь на улицу Загородную в сторону шоссе Ленточный Бор. Прослужить сооружение должно как минимум 50 лет.
Подрядчиком на этом объекте также выступило барнаульское ДСУ-4. Стоимость работ составила 87,8 млн рублей.
Кроме того, небольшой инфраструктурный "бонус" получил и уже существующий мост через реку Пивоварку на улице. Пешеходный тротуар по улице Восточной, ведущий к этому сооружению серьезно обновили. Здесь на площади 717 квадратов уложили асфальт и обустроили водоотводный лоток. Эти работы обошлись в 154 тысячи рублей, которые выделили из краевого бюджета. Решение о проведении работ приняли на выездном совещании с участием главы города Вячеслава Франка и главы администрации Железнодорожного района Михаила Звягинцева.
В целом же можно отметить, что 2021 год для мостов алтайской столицы был очень даже удачным. Завершение полной реконструкции сразу двух из них, причем в одном случае еще и досрочное, однозначно можно назвать хорошим результатом.
2020 год: мост, но не совсем
Мостов в прямом смысле в 2020 году в Барнауле практически не обновляли. Однако один объект, который с мостами связан, пусть и скорее в историческом смысле, ремонт все же затронул.
Речь идет об улице Понтонный Мост, расположенной в поселке Ильича. Она служит основной "транспортной магистралью" для поселка, и за десятилетия очень активной эксплуатации (здесь ходит общественный транспорт, ездят на работу жители поселка , а также проезжают грузовые машины, везущие песок и щебень) она пришли в негодность. В итоге спасать популярную, но очень изношенную дорогу пришлось компании-подрядчику "Алтайдорстрой". Дорожники отремонтировали 1,6 км дорожного покрытия от улицы Красноярской до улицы Понтонный Мост, 231.
На главной транспортной артерии поселка провели работы по устройству основания проезжей части из щебня с добавлением цемента и обустроили верхний и выравнивающий слои асфальтобетонной смеси. Также там создали заездные карманы для остановок общественного транспорта.
Кстати, по всей видимости, название улицы связано с понтонным мостом через Обь, появившимся еще в начале XX века, задолго до появления даже так называемого Старого моста (он появился на свет в 1959 году). А еще раньше для сообщения между берегами использовалась паромная переправа, на основание которое и возникла понтонная конструкция.
Какие работы уже выполнены на мосту по проспекту Ленина
Что же касается ремонта путепроводов на проспекте Ленина, то напомним, что мост на Новом рынке был полностью закрыт для движения транспорта более двух месяцев назад – 21 мая. До этого путепровод перекрыли частично – по всей ширине четной стороны проезжей части проспекта Ленина, то есть по направлению из центра города. Данное ограничение начало действовать с 10 мая.
Одновременно с частичным перекрытием путепровода специалисты приступили к строительству трамвайного разворотного кольца на Новом рынке. При создании этого объекта транспортной инфраструктуры строители уложили 155 метров одиночного пути.
Для этого дорожники задействуют более 200 тонн щебня, 285 деревянных шпал и 19 тонн рельсов, установили восемь новых опор контактной сети, проложили 200 метров контактного провода и примерно 500 метров несущего троса.
С 11 мая на мосту заработал временный пешеходный переход через железнодорожные пути. В оперативные сроки пешеходную связь "прокачали", сделав ее более удобной для горожан, которым необходимо добраться от Нового рынка к Дому быта. В частности, на этом участке установили лестничный сход и освещение. Кроме того, на тротуарах обустроили основания и бордюр, уложили асфальтобетонное покрытие.
Благодаря этому на обход закрытого моста по специально оборудованному переходу у горожан уходит не больше 10 минут.
Весь спектр работ в районе Нового рынка с самого начала находился на контроле городских и краевых властей.
Высказываясь о важности реконструкции моста на Новом рынке и говоря о том, что данный проект затрагивает огромное количество горожан, глава Барнаула Вячеслав Франк подчеркивал: "Жители города, которые непосредственно осуществляют движение по улицам города и видят дорожную обстановку, должны иметь возможность вносить свои предложения по корректировке схемы движения, участвовать в этом процессе, а нам важно услышать их мнения, проанализировать и, если это действительно поможет, улучшить ситуацию, обязательно использовать в работе".
К концу мая в районе ТРЦ "Пионер" заработало первое разворотное трамвайное кольцо, которое обеспечило курсирование по обновленным маршрутам трамваев №1 и 4. В это же время специалисты приступили к демонтажным работам на самом путепроводе.
В середине июня стартовало строительство второго трамвайного разворотного кольца, теперь уже в районе остановки "Дом быта". Работы по его обустройству удалось завершить досрочно. Изначально ставилась задача создать объект к 1 июля, однако выполнить ее удалось раньше – уже 27 июня разворотное кольцо начало функционировать.
"Мы планировали открыть второе разворотное трамвайное кольцо 1 июля, однако работы были выполнены с опережением графика. Чем быстрее мы запустим движение, тем быстрее мы снимем вопросы логистики, которые возникли перед горожанами во время ремонта такого важнейшего для всего Барнаула объекта, как мост. Если в целом говорить о ходе ремонтных работ, то пока у нас нет сомнений по исполнению тех обязательств, которые были взяты. Мы идем по плану и в графике", – подчеркнул Вячеслав Франк.
Устройство второго разворотного трамвайного кольца заняло у работников "Горэлектротранса" менее двух недель. Длина кольца составляет 191 метр, смонтировано 230 метров контактной сети, установлено 12 опор контактной сети, использовано 230 тонн щебня. Заасфальтирована посадочная площадка.
А с началом июля рабочие приступили к бурению скважин буронабивных свай под устройство опор теплоснабжения. Реконструкция путепровода включает в себя полную замену расположенных вдоль него теплосетей. Это две тепломагистрали: М-21 с двумя трубопроводами диаметром 700 и 1000 мм и М-22 с двумя линиями по 600 мм. Там же проходит квартальная тепловая сеть (пр. Ленина, 104 г), а это еще две трубы по 300 мм. Новая теплосеть будет лежать на четырех опорах, под которые будут смонтированы 18 свай диаметром 800 мм и погружены на 10-метровую глубину.
В дальнейшем по той же технологии будет производиться создание опорных частей самого путепровода с разницей только лишь в их количественном и объемном отношении. Сваи будут полтора метра в диаметре и, соответственно, в 4 раза больше по площади в сравнении с теми, которые устанавливаются сейчас для теплосети.
Подрядчиком по реконструкции теплосети выступает компания "СТЭК", у которой уже более чем достаточно необходимого опыта. Организация регулярно занимается ремонтом барнаульских тепломагистралей, а в 2022 году перекладывает теплосети на пересечении улиц Малахова и Германа Титова. В августе фирма уже произвела монтаж трубы диаметром 1020 мм и длиной 48 метров. Ее вес составляет 45 тонн. Всего же сделают 586 метров трубопроводов, часть из которых будут защищены футлярами.
К 26 июля опоры для тепловой сети были установлены. К концу месяца также полностью демонтировали балки пролетных строений на трехпролетном путепроводе.
К началу августа Барнаульское ДСУ №4 заключило договоренность с РЖД по предоставлению "технологических окон" для работы на участке путепровода на проспекте Ленина, который находится непосредственно над железной дорогой.
Всего же для проведения работ по демонтажу понадобится порядка 25 окон, в каждое из которых планируют уместить четыре часа работ.
"Планируем за эти 10 окон максимально разобрать пролетные строения. После чего оставшиеся окна пойдут на то, чтоб разобрать существующие стойки восьмипролетного путепровода", – сообщил заместитель директора ДСУ-4 по капитальному строительству Денис Попрядухин.
Сейчас ДСУ №4 из числа специалистов мостового участка формирует отдельное звено, которое будет выполнять работы в "технологические окна".
"Опыт выполнения работ уже есть, технологические последовательности ясны и понятны. Единственное – мы будем ограничены временными рамками, которые нам установит РЖД, но тем не менее, думаю, что, все у нас получится", – уверен Попрядухин.
Высказываясь о планах работ на 2022 и 2023 годы, руководитель ДСУ-4 Николай Данилин подчеркивал: "В этом году полностью проведем демонтажные работы, смонтируем опорные части. Еще мы планируем начать монтаж пролетных строений и выполнить переносы теплосетей. Уже в следующем году завершим монтаж пролетных строений, устройство покрытия на нем, восстановим трамвайные пути, установим освещение, контактные сети и запустим движение".
При этом Данилин особо акцентировал внимание на том, что этапы работ могут корректироваться.
"Мы должны в этапы укладываться, но есть основания, по которым что-то может измениться. Они могут перемешиваться, может выполняться несколько этапов одновременно. Поэтому для нас ключевая дата – окончание контракта", – подчеркивал директор дорожно-строительного управления №4.
Самое главное, по его словам, завершить реконструкцию в обозначенный срок – к 30 ноября 2023 года.