Для того чтобы дети из детских домов не чувствовали себя одинокими, в Барнауле появились волонтеры, которые становятся для них настоящими друзьями
Многодетная приемная мама из Барнаула Татьяна Ходус запустила в Алтайском крае программу наставничества для детей-сирот и детей в сложной жизненной ситуации. "Старшие Братья Старшие Сестры" – история о том, как важно каждому из детей быть для кого-то нужным. Рассказываем, как эта программа появилась в нашем регионе и в чем ее особенность.
Надежное противоядие
Программа "Старшие Братья Старшие Сестры" существует в России уже 19 лет и является пионером индивидуального наставничества в нашей стране. В Барнаул полтора года назад ее привезла Татьяна Ходус. Женщина – многодетная мама. Двое детей в ее семье – родные, а двое – приемные.
"К приемному родительству у меня был долгий путь длинной в 18 лет. Я всегда этого хотела, наверное, начиная с подросткового возраста. В какой-то момент поняла, что обязательно буду иметь к нему отношение", – говорит она.
Супруг всегда поддерживал Татьяну и никогда не был против приемного ребенка. Но она отмечает, что быть родителями таких детей все же очень сложно. Первые три года женщина даже не помнит, как спала и ела.
"Наша программа – это возможность для ребят из детских домов, замещающих семей и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации найти взрослого друга, который поможет сделать первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. Любому человеку, тем более ребенку, необходимо общение, без которого он растет неуверенным и замкнутым. Одиночество токсично, а самое надежное противоядие – дружба", – объяснила Татьяна.
Став приемной мамой, Татьяна полностью изменила свою жизнь. Она экономист по образованию, чтобы найти опору и выход из сложных ситуаций, прошла немало курсов, вебинаров, прочитала большой перечень книг и получила образование психолога.
"Казалось, меня мало, что может удивить, но когда ты 24 на 7 начинаешь сталкиваться с последствиями психологических травм, то видишь, как же долго идет восстановление ребенка, даже при хороших условиях. Я просто поняла, что не могу безразлично относиться к тому, что много детей по разным причинам остается жить в учреждении, лишены индивидуального внимания".
Женщина искала возможность, чтобы максимально помочь таким детям. Два года назад узнала о фонде, позвонила им и поняла, что делать дальше.
Алгоритм работы
Возраст ребенка, по словам Татьяны Ходус, никак не уменьшает его нуждаемости в индивидуальном внимании от взрослого. Важно, чтобы рядом был такой человек, который станет для него моделью жизни, мысли и поведения.
"К сожалению, какие бы ни были хорошие учреждения и коллективы в них, невозможно это сделать в рамках системы. Детей много, а воспитатель один. Ребенку нужен тот, кто будет с ним общаться, знать его чувства, настроения, успехи в школе, желания и мечты", – объясняет руководитель.
По ее словам, когда ребенок из детского дома становится выпускником, он зачастую просто не понимает, как жить в этом мире. Многие из них элементарно не умеют пользоваться даже общественным транспортом. Они жили в тех условиях, когда за них все решали. Выходя во взрослый мир, самостоятельно не умеют выбирать что-либо.
Для решения всех этих проблем и реализуется программа наставничества. Волонтером может стать любой совершеннолетний человек, который не имеет судимости. Готов предоставить справки из психоневрологического и наркологического диспансеров, а также три рекомендательных письма – с работы, от соседей и от друзей.
Далее потенциальные наставники заполняют анкеты, проходят психологическое тестирование, интервью с психологом программы и двухдневный тренинг. Обычно это две субботы по восемь часов, на которых они разбирают особенности формирования психики детей.
"Почему это важно? Одной из целей нашей программы я вижу разрушение стереотипов в обществе о детях из детдомов", – говорит Татьяна.
Если волонтер успешно проходит все этапы, то он попадает в лист ожидания.
"У нас есть лист ожидания детей и наставников. Мы не стряпаем пары просто так, существует индивидуальный подбор по психологическим параметрам".
После наступает этап знакомства. Волонтер имеет право отказаться только до его начала, чтобы исключить у ребенка повтор травматичного опыта. Дальнейшая дружба зависит от согласия детей, но практически всегда этот ответ положительный.
В случае согласия со всеми сторонами подписывается соглашение на год, где волонтер обязуется один раз в неделю примерно на 2-3 часа встречаться с ребенком. По истечению этого срока принимается совместное решение о продолжении общения.
"Регулярность – один из важнейших стандартов программы. Если волонтер уезжает в отпуск или командировку, то он предупреждает об этом ребенка, чтобы тот понимал – его не бросили", – поясняет руководитель.
Это не про деньги
На встречах волонтер и ребенок могут общаться, гулять, посещать различные мероприятия и просто быть друзьями. Отмечается, что расходы на все развлечения на себя берет наставник.
"Наша программа – не про деньги, а про отношения. Когда, например, ребенка ведут в кафе, то благодаря этому у него появляется право выбора. Раньше такой возможности не было, ему всегда давали что-то готовое. У нас даже был случай, когда ребенок в 16 лет не знал, что чай изначально не сладкий, потому что им всегда наливали его с сахаром", – объясняет руководитель программы.
Зарплаты у волонтеров нет, они, наоборот, вкладывают, но получают от этого еще больше – эмоциональное удовлетворение и понимание своей значимости. Ребенок меняется и улучшает жизненные навыки. Наставники замечают, что далеко не все утратили веру в человечество и хотят дальше двигаться, но важно, чтобы был тот, кто это оценит и поддержит.
"Если ребенок очень плохо себя ведет, то этому есть объяснение. Его столько раз предавали, он помнит эту боль и просто не хочет повторения. Когда он чувствует зарождение привязанности, то начинает испытывать тебя. Но это происходит лишь для того, чтобы проверить, не бросят ли его снова", – пояснила Татьяна.
На данный момент сформирована 21 пара, но также в листе ожидания сейчас находятся порядка 20 обученных волонтеров. За год Татьяна с командой планирует увеличить это число хотя бы в два раза.
"Общение, принятие и поддержка нужны каждый день, и дети в детских домах нуждаются в этом еще больше", – говорит она.
Также в дальнейших планах и развитие программы в других городах края. Но для начала реализации в каждом из них нужно иметь местного куратора-психолога и финансирование, с чем сейчас, по словам Татьяны, пока сложно.
"Мы будем рады обсудить любой вид помощи для нас", – добавила Татьяна.