Средняя зарплата водителей автобусов достигает примерно 50 тыс. рублей. Но это не привлекает высококвалифицированных специалистов и молодежь, поэтому дефицит кадров продолжает только расти
Сферу городских пассажироперевозок в Барнауле гложет кадровый голод. Квалифицированных водителей катастрофически не хватает, а молодых специалистов и вовсе не найти. Не удивительно, что коллективы транспортных предприятий год от года стареют, а вопрос, кто будет возить, грозит встать ребром в самое ближайшее время. Транспортная отрасль сегодня имеет огромное значение для города особенно в контексте реконструкции путепровода на проспекте Ленина. Каким калачом заманивать водителей в автобусы и как повысить престиж сложной профессии? Жизненно важную тему с журналистами обсудили представители администрации Барнаула и перевозчики в ходе брифинга в "Сибирской медиагруппе".
Куда уходят трудяги
В Барнауле становится все меньше водителей с категорией D, констатируют в администрации Барнаула. Так, в городской ГИБДД подсчитали, что в этом году счастливых обладателей прав с "автобусной" категорией стало в два с лишним раза меньше, чем в 2020-м. Их число составляет 39 против 90.
При этом участники брифинга отметили, что перевозчики готовы платить за обучение своих кадров. К тому же зарплата в сфере составляет порядка 50 тыс. рублей. Однако такими "калачами" ценные кадры уже не заманишь.
Но куда делись водители, которые работали на транспортных предприятиях?
"Состарились или уволились. Одни уходят на пенсию. Другие находят более спокойные места для работы. А молодежь к нам, к сожалению, больше не идет", – посетовал руководитель транспортного предприятия "Евробус+" Роман Арапов.
Ситуацию может спасти повышение престижности профессии водителя автобуса, отметил мэр Барнаула Вячеслав Франк. Глава города подчеркнул, что сделать это нужно в первую очередь за счет повышения зарплат, чтобы составить конкуренцию предприятиям других отраслей с более спокойными условиями труда.
"Вы же понимаете, что это очень тяжелый труд. Проехать от Барнаула до Новоалтайска на грузовике и автобусе с пассажирами за одни и те же 50 тыс. рублей в месяц – это большая разница", – подчеркнул спикер.
Он напомнил, что сложность профессии заключается еще в высоком уровне стресса, ведь водитель автобуса несет огромную ответственность и к тому же вынужден каждую смену общаться с пассажирами. А общение это не всегда проходит в позитивном ключе, поскольку горожане порой "позволяют себе немыслимые вещи".
Зарплата как главный козырь
По словам главы города, в вопросе увеличения зарплат до достойного уровня важно понимать, какие именно средства для этого привлекать. Будет ли это сделано только за счет роста тарифа, или, например, будут задействованы механизмы субсидирования.
Пока перевозчики обеспечивают рост оплаты труда своих сотрудников за счет тарифов. Роман Арапов отметил, что после предыдущего увеличения стоимости проезда повысил зарплаты водителей на 20%. В 2023-м история должна повториться.
Вторая сторона "меркантильного вопроса" состоит в неравномерности распределения зарплат. В частности, одна из участниц брифинга поделилась опытом водителя маршрута №58. По ее словам, мужчина неплохо зарабатывает, в связи с чем возникает вопрос – не преувеличена ли проблема?
Так везет далеко не всем, парировали перевозчики. Далеко не все маршруты одинаково "денежные". Зарплата зависит от рентабельности направления. Данное качество определяет пассажиропоток и субсидируемость маршрута.
Рентабельность того или иного направления в разных экономических ситуациях может меняться. "Выгодные" маршруты запросто могут перекочевать в убыточные. Водители нерентабельных направлений впоследствии покидают рабочие места, что не лучшим образом сказывается на выпуске – число автобусов, задействованных на линии, падает.
Соцгарантии и условия труда
Участники брифинга также сошлись во мнении, что заманить кадры можно и социальными гарантиями. Проработка такого "пакета" как раз и рассматривается в мэрии города в качестве одного из перспективных направлений дальнейшей работы в части мер по улучшению качества пассажироперевозок.
Кстати, в числе причин, отпугивающих водителей от пассажирского транспорта, является еще и быт. Вячеслав Франк отметил, что раньше водителей обеспечивали всем необходимым для комфортной работы. В автоколоннах были комнаты для отдыха, врач и многое другое. Сейчас же многим водителям банально некуда сходить в туалет. Данный вопрос отчасти может решить новая транспортная схема, которая предполагает удобные пересадочные узлы.
Словом, вопрос кадрового дефицита до сих пор остается крепким орешком, расколоть который с первого раза вряд ли получится. Но от его решения зависит будущее транспортной отрасли, поэтому власти города и перевозчики еще не раз будут садиться за стол переговоров.
Отметим, что представители администрации Барнаула провели брифинг, посвященный теме общественного транспорта, в контексте поручений губернатора Алтайского края Виктора Томенко, которые он озвучил в ходе прямой линии, состоявшейся 2 декабря.