Идейный вдохновитель строительства острога под Новоалтайском Сергей Попов ехал на передовую, чтобы вкусно кормить бойцов, но вместо военной кухни ему пришлось освоить совсем другие рецепты
С руководителем фонда "Сердолик" Сергеем Поповым мы знакомы благодаря проекту "Белоярская крепость". В прошлом году строительство острога законсервировали, так как идейный вдохновитель и часть коллектива единомышленников добровольцами отправились в зону СВО. Спустя полгода глава проекта этнопарка вернулся, чтобы навестить семью и свое детище. Каково это, сменить уютный дом на блиндаж, а топор и пульт лектора – на автомат? Своими впечатлениями от службы "на передке" он поделился с "Толком".
"Поварская" должность
В зону специальной военной операции Попов отправился после двух месяцев подготовки в учебке Алейска. За плечами – рюкзак с вещами, штатный автомат и должность повара. Доброволец из Новоалтайска был уверен, что служба пройдет скучно и буднично – за готовкой солдатских каш, похлебок и витаминного компота.
"Еще в Алейске меня определили во взвод обеспечения. Предполагалось, что служить буду в должности повара. Так себе геройство, подумал я тогда, но лучше так, чем никак. Как же сильно я ошибался", – отметил собеседник с улыбкой.
Помимо готовки в обязанности Сергея Попова вошли: организация подвоза продуктов в подразделения военной части и обеспечение на местах. Азы новой профессии он освоил, как говорится, с полным погружением: вместе с сослуживцами доставлял продукты, привозил-увозил людей, организовывал бойцам отдых.
"Новоприбывших нужно было распределить, помочь с размещением, организовать элементарные удобства, чтобы они могли помыться, привести себя в порядок. Так что скучать было некогда", – поделился он.
Когда бронь как обуза
Пока Попов были в Алейске, сделал любопытное наблюдение. Большая часть новоиспеченных военных – добровольцы, многие из которых его земляки из Новоалтайска.
"Удивительно, некоторые из них могли спокойно остаться дома. У одних – трое детей, у других – бронь. Но они решили отказаться от льгот, прекрасно понимая, что их ждет. На фронте тяжело не только физически, но и морально, когда живешь в блиндажах без привычных бытовых удобств и под постоянными обстрелами", – заметил он.
Попов тоже был под бронью и также не стал пользоваться преференцией. Одна из причин – ответственность перед собой и единомышленниками. Еще на гражданке он получил казачью должность новоалтайского атамана Алтайского войскового казачьего округа. А перед этим прошел церемонию верстания в казаки.
"Когда эта история с СВО только разворачивалась, я уже понимал, что не смогу остаться дома и должен отправиться на фронт. Поделился с женой. Отговаривать не стала, но сначала отнеслась к моему решению с долей скепсиса, сказав, что я не очень умный человек. А потом призналась: была бы мужчиной, сама бы отправилась", – поделился руководитель "Белоярской крепости".
Военная кухня в прицеле
Вопреки обывательским стереотипам, атамана распределили не в казачью, а в обычную военную часть. Вместе с другими российскими солдатами он отправился на передний край боевых действий в Луганской области.
"Я думал, что буду готовить на целый батальон, но о военной кухне и организованном питании не приходилось даже думать. На передке такое в принципе невозможно. Даже самая тонкая струйка дыма и небольшое скопление людей в одном месте тут же привлекают внимание противника и могут спровоцировать прилет", – отметил он.
На передний край доставляли только продукты: крупы и разные консервы, добавил собеседник. Готовили бойцы уже на местах, в блиндажах. Время выбирали с оглядкой на противника, ведь от укреплений ВСУ отделяет небольшое поле. Огонь для приготовления горячей еды или прогрева помещений зажигали вечером, чтобы дым точно не заметили квадрокоптеры и снайперы, сообщил он.
"Никогда не голодали"
Снабжение военных укреплений оказалось делом крайне непростым. Бывали сбои с поставками. "Куда без них?" – пожимает плечами Попов. Чаще всего форс-мажоры были связаны с обстрелами или плохой погодой.
"За четыре месяца случалось всякое. Иногда дороги развозило настолько, что техника просто не могла проехать, либо машины ломались, и приходилось тратить уйму времени на починку или поиск другой единицы. Но поставки организованы так, чтобы у бойцов всегда был приличный запас еды. Так что солдаты никогда не голодали. За время, проведенное там, наши ребята голодными не оставались", – рассказал он.
Долго сидеть в относительной безопасности Серей Попов не смог, поэтому быстро попросился на передовую. Месяц он провел в окопах и блиндажах. Честно признается: это "приключение" не для слабонервных. И тут же замечает: человек может привыкнуть ко всему, даже к регулярным обстрелам. Справляться с тяготами боевой службы часто помогают здоровое чувство юмора и солдатские шутки.
"Страшно ли было? Конечно, страшно. Особенно во время прилетов. Однажды на моих глазах ранило одного из наших, мы его эвакуировали до "нуля" под минометным обстрелом. Но ранение оказалось слишком тяжелым, врачи не смогли его спасти. В такой ситуации людей спасает сильный дух, мужской характер и чувство юмора. Сколько раз наблюдал: сверху свист артиллерии, а наши ребята терпеливо сидят, анекдоты травят. Если честно, только на передовой убедился, что русские действительно бесстрашные люди", – поделился он.
Например, один из бойцов научился имитировать звуки летящего минометного снаряда, рассказал Попов. Он очень любил подтрунивать над сослуживцами.
"Идет кто-нибудь из ребят мимо, а он ка-а-ак свистнет. Тот от страха и неожиданности тут же падает на землю, прикрывая голову руками. Испугавшемуся, конечно, не позавидуешь, а вот остальным очень смешно. Гражданскому человеку сложно такое понять, а нас такой черный юмор очень выручал", – отметил собеседник "Толка".
Отпуск в историю
Спустя полгода Сергея Попова отпустили на побывку домой. Но отпуск увлеченного историей человека не мог пройти только в кругу близких. В первую очередь он отправился в Краснодонский музей "Молодая гвардия".
"В школе я состоял в пионерской дружине имени Олега Кошевого, комиссара этой подпольной комсомольской организации. Меня с детства трогала история героизма молодых ребят. Поэтому все шесть месяцев на фронте я лелеял мечту побывать в музее, посвященном их подвигу. Так получилось, что из-за путаницы в документах мы на несколько часов "застряли" в Краснодоне. И это была настоящая удача", – заметил он.
Музей ошарашил масштабами и экспозицией. Экскурсию провела директор музея.
"Я хорошо знаю эту страницу истории Великой Отечественной войны. Но даже у меня глаз задергался от рассказанного руководительницей музея. В какой-то момент почувствовал, что вот-вот разрыдаюсь от ужаса и жалости. Страшно подумать, ведь многим молодогвардейцам не было и 14 лет. Тем не менее они находили силы и смелость выступить против врага", – поделился Попов.
Второй точкой на экскурсионной карте России стал музей-заповедник "Коломенское", а именно музей деревянного зодчества, куда на протяжении многих лет свозили древние памятники архитектуры. Здесь Сергея Попова заинтересовала уцелевшая башня Братского острога. Укрепление, как и Белоярская крепость, сыграло большую роль в освоении Сибири.
Острог основали казаки, чтобы она стала опорным пунктом для русских переселенцев в Прибайкалье. В конце 1950-х годов, когда строили Братское водохранилище, башни крепости попали в зону затопления. Одну из них (северо-западную) перенесли в Коломенское.
"Я очень хотел посмотреть на нее вживую, чтобы понять, правильно ли мы все делаем. Если честно, был приятно удивлен: помимо возраста, башни Белоярской крепости мало чем отличаются от древнего сооружения: толщина бревен, их соединение, двери, крыльцо. Значит, мы все правильно делаем", – заключил руководитель проекта этнопарка.
Строительство острога
В завершение беседы Сергей Попов поделился планами на будущее. В этом году стало известно, что его проект "Белоярская крепость" выиграл 3 млн рублей Президентского гранта на строительство копии древнего острога. А это значит, что его можно расконсервировать и достроить.
"Хочется самому снова взяться за строительство Белоярской крепости, поэтому подумываю восстановить бронь и остаться на время реализации гранта. Если не получится, то без тени сожаления вернусь на фронт, а реализацией проекта этнопарка под Новоалтайском займутся добровольцы фонда "Сердолик". В любом случае время упускать нельзя, ведь столько еще предстоит сделать", – резюмировал он.
Из Луганской области Попов привез очень полезное знакомство. Удивительно, но именно там он познакомился с коллекционером оружия из Новоалтайска. У мужчины собственная коллекция, насчитывающая более 3 тыс. экспонатов. И теперь к историческим лекциям для подрастающего поколения может добавиться еще и увлекательное путешествие в мир оружия разных эпох.