Бизнес-омбудсмен Андрей Осипов представит доклад о своей работе в 2022 году на апрельской сессии АКЗС. Большой сегмент отчета посвящен основным "врагам" предпринимателей
В 2022 году алтайские предприниматели сталкивались с ворохом уже привычных проблем, часть из которых усугубили (или даже создали) санкции и новая экономическая реальность. Это и тяжелая налоговая нагрузка, и проблемы с авторским правом, и, разумеется, кадровый голод. Всего таких системных "врагов" 11. Обо всех негативных факторах и способах их нивелировать говорится в докладе бизнес-омбудсмена Алтайского края Андрея Осипова, который он презентует на сессии краевого парламента 27 апреля.
Тяжелые налоги
Первая проблема связана с высокой финансовой нагрузкой. Этому вопросу и путям его решения уполномоченный уделил больше всего внимания в своем докладе.
Здесь он выделяет "несоразмерность налогообложения субъектов предпринимательской деятельности, находящихся на разных системах налогообложения, высокие страховые взносы на социальное страхование, включая дополнительный "пенсионный" взнос в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 тысяч рублей".
Как сказано в документе, регионы страны находятся в неравных условиях: кому-то бюджет позволяет устанавливать налоговые льготы, сниженные ставки по УСН, кто-то же этого позволить не может. Среди тех, кому это не доступно, оказался и Алтайский край.
Что же касается страховых взносов, то эта проблема существует уже давно, и снижение тарифов по страховым взносам уже обсуждалось, но пока так и не произошло. Порог же в 300 тысяч рублей для дополнительного взноса и вовсе назван "смехотворным": он остается таким уже более восьми лет, а за это время многие экономические факторы серьезно изменились.
Пути решения проблемы связаны с внесением изменений в федеральное законодательство. Например, увеличением упомянутого порога и разработкой механизма, который позволил бы дотационным регионам все-таки использовать налоговые льготы.
Большие издержки
Вторая проблема связана с дополнительными расходами, которые несет бизнес. Среди них – затраты на банковское обслуживание, ведение отчетности, внедрение информационных систем, а также риски роста издержек после прекращения отсрочек на введение маркировки товаров.
Решение предлагается лишь для расходов, которые связаны с модернизацией. По мнению Осипова, здесь поможет компенсация затрат на внедрение новых систем, как это было с онлайн-кассами.
К этой же группе проблем можно отнести и еще одну, частично повторяющую предыдущую, но с сельской спецификой:
"Несоразмерные затраты малого бизнеса, расположенного в удаленных сельских территориях, на внедрение новых информационных систем при низком уровне доходности от реализации товаров и услуг, а также несовершенство системы государственной поддержки бизнеса, включая недостаточную финансовую поддержку, действующего на удаленных и сельских территориях".
Помочь, как считает Осипов, должно увеличение грантов на реализацию проектов в приоритетных сферах экономики в сельских территориях и налоговые льготы для новых предпринимателей в малых населенных пунктах.
Сказано в докладе и о расходах, которые связаны с высокими тарифами поставщиков тепла, воды, газа и т.д. Их ценники названы "необоснованно завышенными", так как формируются из фактических затрат, а не на основе экономической обоснованности. Разница в тарифах в регионах и вовсе приводит к тому, что, по данным омбудсмена, бизнес нередко покидает "невыгодные" территории в пользу соседей с более низкими тарифами.
Санкции и копирайт
Санкционные ограничения стали серьезным вызовом для бизнеса и отразились на различных отраслях.
"Произошел разрыв цепочек поставок, резкий рост закупочных цен, спад спроса, падение выручки, дефицит оборотных средств и кассовые разрывы, нарушение валютных платежей. Особенно пострадали предприниматели из отраслей, высоко зависимых от внешнеэкономической деятельности", – отметил Андрей Осипов.
У них возникли трудности с доставкой импортных товаров и заменой “выбывших” иностранных продуктов и сервисов. Конечно, отмечает омбудсмен, многое восстанавливается, однако "не в достаточном объеме".
Еще одна проблема, косвенно связанная с санкциями, касается нарушений в сфере авторских прав.
Суммы компенсаций, которые предъявляются к нарушителям, "необоснованно" высоки, а у правообладателей нет обязанности объяснять эти суммы. Страдают от этого, как отмечает Осипов, лишь мелкие продавцы контрафакта, что не решает проблему его производства и распространения.
Что же касается санкций, то они в этом случае также проявили себя: представители правообладателей недружественных государств направляют иски, и эта практика в сегодняшней ситуации является "неадекватной".
Одним из способов борьбы с вышеназванной проблемой омбудсмен называет повышение правовой грамотности предпринимателей. Ее недостаточный уровень, кстати, выделен в полноценную системную проблему.
Недобросовестная конкуренция со стороны теневого бизнеса – еще одна проблема, которая мешает развитию предпринимательства. Представители этого "сектора", как правило, выигрывают у своих законопослушных коллег, что не ведет ни к чему хорошему. Бороться с этим явлением предлагается за счет расширения полномочий надзорных органов и более строгой ответственности за нарушения закона.
Земельный вопрос и кадровый голод
Земельная проблема бизнеса вновь возвращает его к налоговым сложностям. Кадастровая стоимость объектов, по данным омбудсмена, превышает рыночную, но при этом учитывается при налогообложении. Что опять же ведет к росту издержек. Оспаривание же стоимости занимает массу времени и не дает гарантий, что стоимость не вырастет вновь при последующей оценке.
Что же до кадрового голода, то эта проблема, по оценке Осипова, является одной из самых болезненных. Главные ее причины – то, что большая часть вакансий размещена в городах, а 70% безработных проживают в сельской местности, и несоответствие квалификации соискателей работы требованиям работодателей.
Для решения проблемы с кадрами омбудсмен предлагает программу из семи шагов: от разработки целой краевой программы до увеличения числа бюджетных мест на рабочие специальности в СПУ.
Самой "глобальной" сложностью из всех, перечисленных в докладе, можно назвать отсутствие дифференциации между малым и крупным бизнесом при соблюдении обязательных требований. Малый и большой бизнес соблюдают одни и те же правила и нормативы, однако дается им это с разной сложностью. И, разумеется, одни и те же издержки для малого бизнеса и крупных игроков рынка влекут совсем разные последствия.
Отраслевые трудности
Еще три проблемы носят либо характер, связанный с конкретной сферой, либо касаются относительно малой доли бизнеса.
Это запрет на патентную систему налогообложения для ряда сфер: торговля обувью, изделиями из натурального меха, лекарствами. Особенно сильно этот факт бьет опять же по предпринимателям в сельской местности.
Налоговые органы, согласно позиции доклада, нередко нарушают требования проверок: расширяют объем требуемых документов, а также запрашивают документы, которые субъекты малого предпринимательства вести не обязаны. Что приводит к необоснованным санкциям.
Наконец, дополнительной болью являются проверки места нахождения исполнительного органа юридического лица. Они происходят внезапно, и инспекция, не обнаружив никого в офисе, может легко вынести решение о недостоверности адреса.
Жалобы и недовольство
Предприниматели в основном жаловались на сложности, связанные именно с земельными отношениями. Эти обращения в 2022 году составили в работе омбудсмена 17,7% от всех поступивших.
Вторые по популярности – обращения в сфере финансово-кредитных отношений и банковской деятельности (16,3%). На третьем месте – жалобы из-за действий правоохранительных органов, составившие 15,6%. Заметный сегмент обращений – 12,2% – посвящен работе надзорных органов.
Что же касается уровня полномочий органов, с работой которых были связаны обращения, то более половины из них (53,1%) составили жалобы на действия или бездействие территориальных филиалов федеральных органов власти. Меньше всего – на местное самоуправление (14,8%).
Чаще всех обращались к бизнес-омбудсмену предприниматели из сферы услуг (38,8%) и торговли (38%), реже всех – строители (1,4%). Всего за 2022-й уполномоченный получил 261 жалобу от представителей МСП.