По словам специалистов, с каждым годом количество экстремальных погодных явлений будет увеличиваться, причем это касается не только аномальной жары, но также ливней и наводнений
В первой половине лета на Алтайский край обрушилась аномальная жара, а июнь 2023 года стал самым жарким месяцем в мире за всю историю наблюдений. О причинах таких рекордных показателей "Толк" поговорил с Сергеем Кирпотиным, директором Центра Bio-Clim-Land Томского государственного университета и научным сотрудником барнаульского Института водных и экологических проблем. Эксперт также рассказал о том, как повлиять на климат и что ждать региону в ближайшие 10 лет.
"Есть угроза"
– Что сейчас происходит с климатом в Сибири?
– С климатом происходят вполне нормальные и закономерные вещи, ничего неожиданного нет. Потому что глобальное потепление характеризуется не повышением температуры везде равномерно, а ростом количества экстремальных погодных и природных явлений.
Что касается аномалий Алтайского края, то они тоже вполне закономерны. На фоне климатической нестабильности идет мощнейшая перестройка основных воздушных потоков. Теперь наблюдаются такие явления, как блокировки: когда на какую-либо территорию приходит антициклон. Область высокого давления сопровождается солнечной погодой и сильной жарой в летнее время. Блокировка стоит не неделю-две, как это было раньше, а примерно 2-2,5 месяца, и тогда начинается "великая засуха".
Когда такой блок длительное время стоит над какой-либо территорией и не пускает влажные массы с Атлантики, с Арктики по меридиану начинает идти на юг поток холодного воздуха, а навстречу ему движутся перегретые воздушные массы из Монголии и с юга Сибири. Когда два потока сталкиваются, то происходят катастрофические явления – сильные ливни и наводнения. Это называется меридиональный перенос.
Картина последних лет заключается в том, что традиционный атлантический перенос ослабевает, и это приводит к возникновению экстремальной жары, но вместе с тем усиливается и учащается меридиональный перенос, который также приводит к катастрофическим явлениям.
Недавно мы с коллегами открыли научный феномен, который противоречит всем существующим мировым климатическим моделям. Ведущие модели прогнозировали, что в аридных регионах сухость будет только усиливаться и произойдет опустынивание. А вот мы обнаружили противоположное явление, то есть сейчас идет позеленение (облесение) Монголии, Хакасии и Тувы. В этих регионах в последнее время наблюдаются мощнейшие грозы, которых ранее никогда не было.
– Какие риски несет аномальная жара?
– За аномальной жарой стоит падение уровня рек и грунтовых вод, иссушение лесов, резкое увеличение лесных пожаров. Последние, кстати, стали настолько частыми, что происходят на одних и тех же участках чаще, чем раз в 70 лет. Это огромная проблема для сельского хозяйства, здоровья людей и природных экосистем.
Есть угроза, которую никто вообще никогда не учитывал. Если такая блокировка повторится над Западной Сибирью два года подряд, то будут предпосылки для того, чтобы на этой территории загорелись торфяники. Если они полыхнут, случится катастрофа, и мы должны осознавать эту угрозу.
– Правда ли, что июнь 2023 года самый жаркий на планете?
– Да, это абсолютно точно. Он самый жаркий за всю историю метеонаблюдений.
"Климат лихорадит"
– Как повлиять на климат? Что может сделать человек для его сохранения?
– Нужно принимать согласованные меры на уровне государств, которые бы смягчали последствия потепления. К тому же каждый человек самостоятельно должен адаптироваться к меняющемуся климату, то есть научиться жить в обстановке климатической нестабильности, быть готовым к угрозам и экстремальным явлениям ежедневно. И перекладывать здесь ответственность на какие-либо службы не стоит.
Простейшие вещи, как экономия электроэнергии, воды и сортировка мусора, смягчают нагрузку на энергосистему и немного тормозят негативные процессы климата. Основной лозунг современной экологии состоит в следующем: если хочешь изменить мир, то начни с себя.
– Какие сейчас наблюдаются тенденции в погоде?
– На нашем континенте происходит ослабление традиционного атлантического переноса, усиление блокировок и меридионального переноса. Это основные тенденции, которые приведут к большому количеству аномалий.
– Что ждать региону в ближайшие 10 лет?
– Климат лихорадит, и глобальное потепление проявляет себя в полной мере. Могу сказать, что, к сожалению, лучше уже не будет, этот процесс мы не остановим. Но его можно несколько замедлить.
Количество экстремальных погодных явлений в каждой точке пространства будет только нарастать. Причем неважно, засуха это или наводнения, между ними будут резкие смены. Устойчивые стабильные состояния давно миновали.