Картина "Город Серебряный" – единственная в своем роде визуализация того, какой могла быть будущая на тот момент столица Алтайского края на заре своего становления
Известный алтайский художник, график и книжный иллюстратор Аркадий Казанцев создал картину "Город Серебряный" для одноименной детской книги писателя и краеведа Сергея Ужакина. Она должна была стать первой в череде иллюстраций, посвященных становлению и развитию Барнаула. Из-за смерти художника цикла не получилось. И сегодня картина стала одной из жемчужин его творчества, в которой застыл образ огромного пласта истории молодого, "острожного" Барнаула.
Барнаул неизвестный
Деревянная крепость с остроконечными башнями, домиками внутри, церквями с резными маковками, плавильными печами, горами руды и Барнаулкой, протекающей через острог с переброшенным через нее мостиком – таким Барнаул до появления картины еще не видели.
На сегодняшний день сохранились панорама улиц и немногочисленные гравюры, на которых изображены общие планы самого завода. Улицы и крепости на них едва угадываются. Есть еще карты молодого Барнаула и их довольно много, а вот за подробное и обстоятельное художественное изображение города в начале его становления никто до этого просто не брался, рассказал Сергей Ужакин.
При этом особенность иллюстрации Аркадия Казанцев оказалась наполнена такой массой исторически достоверных деталей, что разглядывать ее можно часами. Даже несмотря на детскую, почти лубочную технику исполнения.
"У нас получился такой детский вариант рождения города. На точную датировку мы упор не делали – о ней среди историков еще нет полного согласия, – исходили из того, что это начало XVIII века", – пояснил краевед.
Картина была написана для детской книги "Город Серебряный". Она должна была стать первой в цикле исторических произведений с одноименным названием. В каждой из них писатель хотел отразить разные этапы становления Барнаула. Начали с его рождения: деревянной крепости с первыми поселенцами и плавильными печами.
Творческий тандем
За оформление взялся известный алтайский художник-иллюстратор Аркадий Казанцев. В результате плодотворной работы тандема краеведа и графика на свет появилась череда иллюстраций, отражающих внешний вид и быт людей того времени.
Замысел сразу вышел за рамки наивных иллюстраций. Изображения хоть и наполнены детским юмором, но при внимательном рассмотрении открывают богатый исторический контекст.
"В них отражена реальность того времени. Точнее то, как мы ее представили, опираясь на различные источники: старые карты, письменные документы, информацию об устройстве самого острога. Получилось такое интересное переложение".
В итоге в процессе создания иллюстраций и центральной картины – Барнаульской крепости – было проведено полноценное научное исследование. Благодаря работе с архивами было сделано несколько неочевидных, но важных открытий.
"Отмотаем нашу историю назад. Дело в том, что воссоздание Барнаульской крепости началось с интереса к истории монетного двора в Сузуне. В середине XVIII века по повелению Екатерины II здесь начали чеканить монеты, чтобы обеспечить Сибирь вплоть до Камчатки надежным наличным денежным обращением. Это было уникальное событие, так как везти монеты из "центра" было очень дорого и не всегда безопасно. Благодаря залежам медной и серебряной руды на Алтае было запущено большое производство. Об этом я писал в очерке "Монетный двор на окраине Российской империи". В нем же были отражены детали устройства Сузунской крепости. Тогда-то у меня и возник вопрос: а как мог быть устроен Барнаульский острог?" – рассказал Сергей Ужакин.
Выяснилось, что через крепость протекала Барнаулка. Более того, в некоторых источниках указано, что на территории острога малая река образовывала небольшое озеро, которым пользовались местные жители.
Тогда здесь уже образовались первые улицы – Малые и Большие Олонцы, Офицерская и Ряпасовская. Последние две появились за пределами острога. Об этом говорится в ряде источников, в том числе в очерках советского и российского историка Виталия Старцева.
"Все эти факты отражены в картине. А еще по моей просьбе мы немного похулиганили. Я попросил нарисовать мужиков, которые тащат рыбину, девушек, стирающих белье на речке, а в конце сделать шутливый штрих. Когда Аркадий прорисовывал летящих в небе птиц (на картине изображена крепость осенью – прим. ред.), то добавил жирного гуся".
Важно отметить, что улицы до сих пор остаются предметом научных споров. Ряд историков считает, что первыми появились улицы Офицерская и Ряпасовская. При этом одни уверены, что сначала была основана улица Офицерская (первыми приехали офицеры, чтобы строить завод), а уже после – Ряпасовская (по имени крестьянина Ивана Ряпасова). Сергей Ужакин придерживается версии, что первыми появились Олонецкие улицы.
Полотно истории
Картуш тоже появилась не случайно, уточнил собеседник. Изображение предполагалось разместить на разворот книги, поэтому серебряная лента с названием буквально напрашивалась в самый центр верхней части.
"Кстати, в основе изображения острога лежат реальные чертежи Барнаульской крепости. Раньше считалось, что их нет, но я не раз видел их у Аркадия, когда он работал над картиной. Он всегда обстоятельно подходил к делу и скрупулезно изучал вопрос. Например, для "Города Серебряного" Аркадий изучил, как устроены срубы, сделал массу эскизов и зарисовок. И это, несмотря на то, что картина предназначалась для детской книжки".
В завершение беседы Сергей Ужакин с горечью отметил, что Аркадий Казанцев слишком рано ушел. Талантливый график, художник и преподаватель Новоалтайского художественного училища умер летом 2021 года на 53 -м году жизни.
"Он мог бы еще столько сделать… Мог бы создать красивое развернутое полотно Барнаула", – с грустью отметил краевед.
Он добавил, что идея создать первую в истории города большую картину рождения Барнаульской крепости жива до сих пор. Ее можно создать при поддержке горожан и талантливых художников. Историческое полотно могло бы украсить Художественный музей и стать прекрасным подарком Барнаулу на 300-летний юбилей.