"Пациент" на 8 млн: 27-летний Новый мост в Барнауле ждет тотальная диагностика. Фото

Спустя 27 лет после запуска Новый мост пройдет полное обследование. Фотокорреспондент "Толка" отправился на его пролеты и под них, чтобы посмотреть на привычный объект под непривычным углом

Новый мост через Обь – это одно из самых известных дорожно-транспортных сооружений Барнаула. Около 35 лет назад он едва не превратился в глобальный долгострой. Но благодаря отмашке первого президента России все же был возведен и благополучно запущен. Сегодня мост является украшением города и связующей нитью, соединяющей два берега Оби. Спустя 27 лет после постройки его решили в очередной раз детально обследовать. Зачем это понадобилось и что сейчас происходит на пролетах моста и под ними, смотрите и читайте в нашем материале.

Измерят, отснимут, проанализируют

Напомним, поиск подрядчика стартовал в конце прошлой недели. Об этом говорится в карточке лота на сайте госзакупок. На мостодиагностику готовы выделить почти 8 млн рублей. Заказчиком выступил "Алтайавтодор".

В Барнауле обследуют и проверят на прочность 27-летний Новый мост

Заказчиком выступил "Алтайавтодор", в ведении которого находится мост. Работы будут финансироваться из регионального бюджета

На объекте запланировано как периодическое, так и специальное обследование. В рамках процедуры подрядчику предстоит провести диагностику самого сооружения, а также проанализировать техническую документацию и итоги проведенных ранее обследований. При этом опираться специалистам предстоит на ограниченный состав технических документов, так как "проектная и исполнительная документации на строительство моста утрачены".

Что имеется? Паспорт Нового моста, отчет об инженерно-геодезических изысканиях, отчет о научно-исследовательской работе "Обследование и испытание городского моста через Обь в Барнауле" от 1997 года.

В ходе новой диагностики Новый мост обмерят и отснимут с разных ракурсов. В числе задач – рассчитать "выносливость" объекта, оценить прочность металла, бетона, состояние лакокрасочного покрытия, гидроизоляции и т. д.

Новый мост перед большим обследованием. Август 2024 года
Новый мост перед большим обследованием. Август 2024 года
Фото: Виталий Барабаш

"Цель обследования: установление фактической грузоподъемности и оценка технического состояния сооружения. Разработка рекомендаций по режиму его дальнейшей эксплуатации и составу необходимых ремонтных мероприятий", – говорится в техническом задании, приложенном к аукционной документации.

Успеть за 90 дней

Подрядчику предстоит масштабная работа. Так, для надлежащей оценки состояния объекта эксперты должны провести геодезические исследования, визуальный осмотр всех доступных конструкций с проведением "приборных и инструментальных измерений". В случае выявления дефектов их нужно зафиксировать.

Стало известно, когда завершится реконструкция моста в районе проезда Ташкентского

В настоящее время проезд по мосту не осуществляется из-за его аварийного состояния. На месте установлены соответствующие знаки

В центре внимания окажутся основные элементы конструктива: мостовое полотно, деформационные швы, пролетные строения, опоры, насыпи подходов, подмостовое пространство и т. д. Причем на прочность проверят не только металлические и железобетонные конструкции, но и асфальтобетонное покрытие, гидроизоляцию и многое другое.

Отдельной графой выделено подводное обследование опор для выявления возможных дефектов. Условия технического задания допускают применение гидролокационного площадного обследования. Но это на случай, если из-за плохой видимости подводные камеры не справятся.

В конечном итоге эксперты должны предоставить сводный отчет в два этапа. В рамках первого от исполнителя ждут заключения по результатам оценки динамических характеристик и расчета грузоподъемности пролетного строения. Вторым и заключительным этапом станет итоговый технический отчет по результатам обследования моста. Все документы заказчик ждет в бумажном и электронном виде.

Новый мост перед большим обследованием. Август 2024 года
Новый мост перед большим обследованием. Август 2024 года
Фото: Виталий Барабаш

На весь фронт работ подрядчику отводится 90 дней с момента подписания договора. Максимальная цена госконтракта составляет 7,95 млн рублей. Работы профинансируют из регионального бюджета. Итоги закупки подведут после 27 августа.

Характеристики объекта:

  • Длина моста – 943,18 метра
  • Габариты проезда – шестиполосное движение
  • Пролетное строение – металлическое нарезное балочное индивидуальной проектировки, в поперечном сечении состоит из трех главных коробчатых балок постоянной высоты, объединенных между собой ортотропной плитой проезда и системой поперечных связей.

Росчерком "пера" по спине

По счастливому стечению обстоятельств Новый мост построили к 60-летию Алтайского края. Однако вместо него в русле Оби могли стоять лишь несколько свай. Но обо всем по порядку.

Открыт навсегда: в Барнауле запустили движение по мосту на Новом рынке. Фото

Движение по путепроводу 30 ноября открыто для автомобилей и пешеходов. Чтобы избежать неразберихи, автобусы, трамваи и троллейбусы пустят по старым маршрутам 1 декабря

История строительства ключевой переправы Барнаула началась в далеком 1971 году. Старый автомобильный мост достиг пропускного максимума, возникла идея возвести еще один объект, связывающий два берега Оби. В 1979 году будущий мост включили в новый генплан застройки Барнаула. После этого целых пять лет шло инженерно-геологическое изучение рельефа, грунта и поймы большой сибирской реки.

Первые сваи вбили в 1989-м. Двумя годами ранее на берегу Оби снесли старые кварталы для строительства развязки, обустроили базу мостоотряда. Однако 1990-е годы едва не поставили крест на реализации проекта. Деньги кончились, стройку заморозили.

Спустя два года в Барнаул с рабочим визитом прибыл на тот момент президент России Борис Ельцин. Как вспоминают очевидцы, тогда-то он и подписал документ о возобновлении финансирования строительства моста. Причем прямо на берегу Оби, на спине тогдашнего главы региона Владимира Райфикешта.

Новый мост перед большим обследованием. Август 2024 года
Новый мост перед большим обследованием. Август 2024 года
Фото: Виталий Барабаш

Как отметил в своем историческом очерке Евгений Кученев, в ходе строительства были применены инновационные технологии. Например, мостостроители Барнаула провели уникальную такелажную операцию. Первыми в России они надвинули с одной опоры на другую железное полотно весом 13,5 тысяч тонн. Для этого использовали военные спецразработки.

В 1996 году провели первые испытания конструкций нового моста. По только построенному сооружению проехалось больше 50 большегрузов. А уже через год состоялось рабочее открытие моста. Первый год транспорт двигался по нему по временной схеме по трем полосам – обустройство готового объекта еще не закончилось. А летом 1997 года проезд по дороге через мост сделали платным. Деньги с жителей Алтайского края и гостей региона собирали вплоть до 2011 года. Спусковым крючком для отмены стал пикет 2010-го.

Сегодня уже сложно себе представить, что когда-то Новый мост перегораживали специальные конструкции с кассами, а 27 лет назад в районе речного вокзала (ныне уже бывшего) в принципе могло не вырасти красивое и очень важное транспортное сооружение. Новое обследование позволит специалистам определить сильные и слабые стороны уже не нового Нового моста, чтобы вовремя провести ремонт, если он потребуется. А это значит, что транспортная артерия, протянутая через Обь, прослужит еще много лет.

Мамонтовская магистраль: как забытая дорога для Нового моста спасет Барнаул от пробок

Вдоль Барнаулки может появиться четырехполосная магистраль для легкового и грузового транспорта, проект которой более 15 лет ждал своего часа

Лента новостей