Спустя 27 лет после запуска Новый мост пройдет полное обследование. Фотокорреспондент "Толка" отправился на его пролеты и под них, чтобы посмотреть на привычный объект под непривычным углом
Новый мост через Обь – это одно из самых известных дорожно-транспортных сооружений Барнаула. Около 35 лет назад он едва не превратился в глобальный долгострой. Но благодаря отмашке первого президента России все же был возведен и благополучно запущен. Сегодня мост является украшением города и связующей нитью, соединяющей два берега Оби. Спустя 27 лет после постройки его решили в очередной раз детально обследовать. Зачем это понадобилось и что сейчас происходит на пролетах моста и под ними, смотрите и читайте в нашем материале.
Измерят, отснимут, проанализируют
Напомним, поиск подрядчика стартовал в конце прошлой недели. Об этом говорится в карточке лота на сайте госзакупок. На мостодиагностику готовы выделить почти 8 млн рублей. Заказчиком выступил "Алтайавтодор".
На объекте запланировано как периодическое, так и специальное обследование. В рамках процедуры подрядчику предстоит провести диагностику самого сооружения, а также проанализировать техническую документацию и итоги проведенных ранее обследований. При этом опираться специалистам предстоит на ограниченный состав технических документов, так как "проектная и исполнительная документации на строительство моста утрачены".
Что имеется? Паспорт Нового моста, отчет об инженерно-геодезических изысканиях, отчет о научно-исследовательской работе "Обследование и испытание городского моста через Обь в Барнауле" от 1997 года.
В ходе новой диагностики Новый мост обмерят и отснимут с разных ракурсов. В числе задач – рассчитать "выносливость" объекта, оценить прочность металла, бетона, состояние лакокрасочного покрытия, гидроизоляции и т. д.
"Цель обследования: установление фактической грузоподъемности и оценка технического состояния сооружения. Разработка рекомендаций по режиму его дальнейшей эксплуатации и составу необходимых ремонтных мероприятий", – говорится в техническом задании, приложенном к аукционной документации.
Успеть за 90 дней
Подрядчику предстоит масштабная работа. Так, для надлежащей оценки состояния объекта эксперты должны провести геодезические исследования, визуальный осмотр всех доступных конструкций с проведением "приборных и инструментальных измерений". В случае выявления дефектов их нужно зафиксировать.
В центре внимания окажутся основные элементы конструктива: мостовое полотно, деформационные швы, пролетные строения, опоры, насыпи подходов, подмостовое пространство и т. д. Причем на прочность проверят не только металлические и железобетонные конструкции, но и асфальтобетонное покрытие, гидроизоляцию и многое другое.
Отдельной графой выделено подводное обследование опор для выявления возможных дефектов. Условия технического задания допускают применение гидролокационного площадного обследования. Но это на случай, если из-за плохой видимости подводные камеры не справятся.
В конечном итоге эксперты должны предоставить сводный отчет в два этапа. В рамках первого от исполнителя ждут заключения по результатам оценки динамических характеристик и расчета грузоподъемности пролетного строения. Вторым и заключительным этапом станет итоговый технический отчет по результатам обследования моста. Все документы заказчик ждет в бумажном и электронном виде.
На весь фронт работ подрядчику отводится 90 дней с момента подписания договора. Максимальная цена госконтракта составляет 7,95 млн рублей. Работы профинансируют из регионального бюджета. Итоги закупки подведут после 27 августа.
Характеристики объекта:
- Длина моста – 943,18 метра
- Габариты проезда – шестиполосное движение
- Пролетное строение – металлическое нарезное балочное индивидуальной проектировки, в поперечном сечении состоит из трех главных коробчатых балок постоянной высоты, объединенных между собой ортотропной плитой проезда и системой поперечных связей.
Росчерком "пера" по спине
По счастливому стечению обстоятельств Новый мост построили к 60-летию Алтайского края. Однако вместо него в русле Оби могли стоять лишь несколько свай. Но обо всем по порядку.
История строительства ключевой переправы Барнаула началась в далеком 1971 году. Старый автомобильный мост достиг пропускного максимума, возникла идея возвести еще один объект, связывающий два берега Оби. В 1979 году будущий мост включили в новый генплан застройки Барнаула. После этого целых пять лет шло инженерно-геологическое изучение рельефа, грунта и поймы большой сибирской реки.
Первые сваи вбили в 1989-м. Двумя годами ранее на берегу Оби снесли старые кварталы для строительства развязки, обустроили базу мостоотряда. Однако 1990-е годы едва не поставили крест на реализации проекта. Деньги кончились, стройку заморозили.
Спустя два года в Барнаул с рабочим визитом прибыл на тот момент президент России Борис Ельцин. Как вспоминают очевидцы, тогда-то он и подписал документ о возобновлении финансирования строительства моста. Причем прямо на берегу Оби, на спине тогдашнего главы региона Владимира Райфикешта.
Как отметил в своем историческом очерке Евгений Кученев, в ходе строительства были применены инновационные технологии. Например, мостостроители Барнаула провели уникальную такелажную операцию. Первыми в России они надвинули с одной опоры на другую железное полотно весом 13,5 тысяч тонн. Для этого использовали военные спецразработки.
В 1996 году провели первые испытания конструкций нового моста. По только построенному сооружению проехалось больше 50 большегрузов. А уже через год состоялось рабочее открытие моста. Первый год транспорт двигался по нему по временной схеме по трем полосам – обустройство готового объекта еще не закончилось. А летом 1997 года проезд по дороге через мост сделали платным. Деньги с жителей Алтайского края и гостей региона собирали вплоть до 2011 года. Спусковым крючком для отмены стал пикет 2010-го.
Сегодня уже сложно себе представить, что когда-то Новый мост перегораживали специальные конструкции с кассами, а 27 лет назад в районе речного вокзала (ныне уже бывшего) в принципе могло не вырасти красивое и очень важное транспортное сооружение. Новое обследование позволит специалистам определить сильные и слабые стороны уже не нового Нового моста, чтобы вовремя провести ремонт, если он потребуется. А это значит, что транспортная артерия, протянутая через Обь, прослужит еще много лет.