По сравнению с прошлыми десятилетиями железнодорожные пути, разбросанные по всей территории города, сегодня кажутся пустынными. "Толк" выяснил, как они использовались раньше и что с ними стало сейчас
Наверняка каждый житель краевой столицы не раз натыкался на железнодорожные ветки, которыми "изрезана" практически вся территория города. Но сегодня уже не слышно постоянного стука колес грузовых вагонов, а многие пути кажутся заброшенными и пустынными, отчего сразу и не поймешь, эксплуатируются они до сих пор или уже нет.
Мы поговорили на эту тему с экспертом по истории края и узнали, какие внутригородские железнодорожные линии есть в Барнауле, каким целям они служили в прошлом и что с ними стало сегодня.
Первые внутригородские ветки
Барнаульский историк-краевед Данил Дегтярев напомнил, что в XX веке Барнаул был преимущественно промышленным городом, а железная дорога – важнейшим видом транспорта, который позволял перевозить грузы к промышленным предприятиям, складским помещениям, а также к таким транспортным узлам, как, например, пристани.
"Одна из первых внутригородских железнодорожных веток была построена в 1920-е годы. Изначально она соединяла ж/д вокзал и пристани на реке Оби. Затем на этом месте, на ул. Промышленной, долгое время был грузовой порт. Сейчас же там располагается жилой комплекс "Родные берега". И по этой ветке, идущей по ул. Промышленной и по ул. Парижской Коммуны, осуществлялась перевозка грузов на Элеватор. От нее же по ул. Володарского шло и идет до сих пор ответвление на нефтебазу, построенную еще в 30-е годы", – рассказал эксперт.
Краевед добавил, что на этой линии также находился тупик Барнаульского ликеро-водочного завода и другие более мелкие предприятия. Такие, как Молдвинпром, деревообрабатывающее производство и небольшие пищевые производства вдоль ул. Промышленной. Все они обслуживались этой железнодорожной веткой. На ней же когда-то работала станция Горветка (городская ветка).
"Еще одна линия была проложена в 30-е годы в сторону Алтайского завода агрегатов. Она ответвляется примерно из района вокзала, далее переходит в проспект Строителей, идет в районе ул. Силикатной, западнее ул. Челюскинцев, выходит к пер. Крайнему, к старому Воинскому кладбищу, откуда тянется к Алтайскому заводу агрегатов. Завод этот еще дореволюционный, поэтому возить грузы туда нужно было уже в 20-30-е годы", – продолжил Данил Дегтярев.
Позже к этой ветке подсоединился Барнаульский аппаратурно-механический завод (БАМЗ), который был эвакуирован в военное время. Кроме того, данная линия обслуживала и до сих пор обслуживает асфальтобетонный завод, старосиликатный (кирпичный) завод, а также многочисленные оптовые склады и базы.
Главная железнодорожная ветка
Но строительство главной внутригородской железнодорожной ветки, так называемой "кружной железной дороги", по словам эксперта, проходило со времен Великой Отечественной войны до 1970-х годов. Начиналась она от железнодорожного вокзала. Дальше пути шли в сторону Меланжевого комбината и радиозавода, после чего ветка выходила на ул. Ткацкую и шла мимо ТЭЦ (бывшего ТЭЦ-1) и станкостроительного завода к заводу котельному.
Затем линия выворачивала через ул. Клубная Гора в район ТЭЦ-2, на комбинат химволокна. По 9-му Заводскому проезду она шла между комбинатами химических волокон и КЖБИ дальше к хлопчатобумажному комбинату, к моторному, шинному и РТИ заводам, а также к заводу асбестотехнических изделий. И оттуда выходила к так называемому новому мясокомбинату, а затем к гормолзаводу.
Далее эта ветка по полям через степь выходила под Павловским трактом на южную промплощадку и шла мимо ТЭЦ-3 и некоторых других предприятий по Сухому Логу к поселку Куета, где соединялась с железной дорогой.
"На этой ветке располагались станции Котельная, Восточная, Резиновая и Гормолзаводская. Сейчас она практически вся используется. Нет только отрезка от вокзала до ул. Ткацкой. Единственное, есть небольшой участок, где было ответвление на завод механических прессов по ул. Ярных (это переезд на ул. Северо-Западной), которое вроде как сейчас используется. Все это – часть большой кружной железной дороги", – отметил Данил Дегтярев.
Какие ветки еще живы
Наконец, в Барнауле существовала еще узкоколейная промышленная ветка. Она шла от пристани на реке Оби до спичечной фабрики по ул. Большой Олонской. "Узкоколейку" разобрали еще в 1960-х годах. По ней возили древесину сначала на лесопильный завод, а затем на спичечную фабрику.
"Из всех названных веток используются: ветка на вагоноремонтный завод, ветка на нефтебазу. Еще есть ветка до элеватора. Ветка на Алтайский завод агрегатов есть, и она в основном используется (на ней располагается станция Южная). На кружной железной дороге используется почти весь участок от Куеты через Павловский тракт (станции Промышленная, Западная, Гормолзаводская, Резиновая, Восточная и Котельная). По ул. Ткацкой к пр-ту Калинина и пр-ту Ленина она уже не используется", – резюмировал краевед.