Почему количество беременных женщин не стоит брать в расчет и будет ли всплеск рождаемости после вынужденной самоизоляции
Алтайский край занял второе место в рейтинге Минздрава России по числу беременных женщин, уступив первое место только Чечне. В то же время рождаемость в регионе, по данным Росстата, продолжает падать. Почему количество беременных женщин – не показатель для демографии и как эпидемия коронавируса может повлиять на рождаемость и смертность, "Толку" рассказал ученый-демограф Алексей Еремин, доцент Алтайского филиала РАНХиГС и АлтГУ.
Беременность не равно рождение
Количество беременных женщин как один из определяющих факторов в научной литературе по демографии практически не встречается, рассказывает специалист. Есть общепринятые показатели, такие как количество рожденных детей, количество абортов и так далее. Но число беременных к ним не относится.
"Количество беременных – это не конечный результат. Число рожденных детей – да, это показатель. А беременность может завершиться по-разному, и совсем не обязательно рождением ребенка. Это не объективный показатель и отражать демографические процессы не может", – прокомментировал Алексей Еремин.
Где мы, а где Чечня
Демограф усомнился, что даже по такому не слишком объективному показателю Алтайский край может бороться за первенство с Чечней или даже хоть сколько-нибудь приблизиться к республике.
"По любым параметрам, связанным с рождением детей, Алтайский край никогда даже близко не стоял рядом с Чечней. Республики Тыва и Алтай – возможно. Рейтинг, в который наш регион попадает на уровень, близкий к Чечне, вызывает много вопросов", – подчеркнул Еремин.
Как эпидемия повлияет на демографию
Ученые-демографы по всему миру широко обсуждают связь эпидемии коронавируса и демографической ситуации. Но окончательного ответа, как COVID-19 повлияет в итоге на демографию, пока нет – мы все еще в процессе пандемии, подводить итоги рано.
В то же время, уточняет Алексей Еремин, сейчас все же можно попытаться оценить, какие факторы могут повлиять на увеличение или уменьшение рождаемости.
"Мне не удалось найти большое число факторов в пользу того, что должен произойти какой-то беби-бум. Не вижу серьезных аргументов "за", – прокомментировал специалист.
Нечем заняться – нарожаю детей
Специалист приводит несколько факторов, которые могут повлиять в будущем на демографическую ситуацию. И большинство из них не предполагают массового рождения "карантинных" детей.
Например, довод из серии "нечем заняться на самоизоляции, почему бы не подумать о продолжении рода", по мнению Еремина, устаревший, патриархальный.
"Это подразумевает, что современные россияне с точки зрения своего репродуктивного поведения застряли на уровне конца 19 века. О контрацепции никто не думает, и через девять месяцев появляется ребенок. Нет, это не так. Мы живем в развитой стране, и у каждой женщины уже давно не по семь детей. Семьи разумно подходят к зачатию и рождению детей", – объясняет ученый.
В масштабах страны, по словам специалиста, даже браки "по залету" уже стали достаточно редким явлением, и, самое главное, число "случайно" рожденных детей сокращается.
Таким образом, этот фактор, по мнению демографа, звучит несерьезно. "Мы вполне грамотны в этих вопросах", – подчеркнул Еремин.
Дети = деньги?
Второй аргумент, который обычно звучит, – рождение ребенка ради стабильности. Вокруг творится что-то непонятное, людей увольняют, а тут есть способ удержать рабочее место и еще получить поддержку от государства. Работодатель не имеет права выгнать беременную, вынужден платить пособие.
Таким образом, люди гарантируют свою фиксацию на рабочем месте. Плюс женщина теперь даже за первенца получает материнский капитал.
"Это звучит более серьезно, я уверен, что есть люди, которые таким образом размышляют. Но и они вряд ли составляют какую-то значимую часть от общего населения страны. Это не мейнстримовая позиция для современных женщин", – комментирует демограф.
Зачем рожать в кризис?
Рождаемость в кризис обычно не растет, а падает, подчеркивает специалист. Люди не знают, что будет дальше, и отложить рождение ребенка – это разумная позиция. Экономическая неопределенность заставляет людей "заморозить" планы.
"Похожая ситуация была в 1990-е годы. Люди мало рожали, но это не значит, что они массово разлюбили детей. Они просто отсрочили свои планы. Зато потом те, кто не родил в середине 1990-х, родили в начале нулевых, когда ситуация стабилизировалась", – объясняет Еремин.
Таким образом, краткосрочные явления, такие как эпидемия, не могут повлиять на желание семей иметь или не иметь детей. Они просто передвигают планы чуть в будущее.