"Мы на войне". Известные жители Алтая объяснили высокую смертность от COVID-19

COVID-19
COVID-19 Фото: телеканал "Толк"

Министр здравоохранения региона Дмитрий Попов связал зашкаливающие цифры смертности с пневмониями. Но у жителей региона есть другие мнения

Зашкаливающие показатели смертности в Алтайском крае осенью вызывают недоумение – даже с учетом умерших от коронавируса цифры не сходятся. При этом глава алтайского минздрава Дмитрий Попов считает причиной большинства смертельных случаев осенью ковид и пневмонию. Жители края, связанные со здравоохранением, выразили "Толку" свои предположения по поводу этой ситуации. Среди названных причин – сокрытие реальных цифр оперштабом, проблемы с плановой и неотложной медпомощью и осложнения от ковида.

Смертность в Алтайском крае за октябрь-2020 (+62%) в два раза превысила цифру по СФО (+37,7%) и России (+30,3%). Хуже всего среди всех регионов РФ дела обстоят только на Чукотке (+65%), но сравнения с ней не совсем корректны – там во всем регионе умерло 53 человека против 4,6 тысячи в крае. При этом Росстат еще не привел данные за ноябрь. В декабре ситуация пока, очевидно, не становится лучше.

Владислав Вакаев, депутат АКЗС, член комитета по здравоохранению и науке, глава Фонда имущества Алтайского края:

– Мы на войне. Это надо понять, признать и действовать в соответствии с этим пониманием. Сейчас не принимаются жалобы по поводу самоизоляции, масочного режима – это объективные требования, которые нам предъявляет эта война, и выбирать тут не приходится.

Число умерших в Алтайском крае за ноябрь выросло на 85%

В 2019 году максимальный показатель смертности в месяц составил 3251 человек — это на 1,5 тысячи меньше, чем в ноябре 2020 года

Один из принципов войны – скрывать собственные потери для предотвращения паники. И в этом есть разумное зерно: паника деструктивна, она убивает похлеще болезни.

Есть косвенные свидетельства того, что цифры, которые дает оперштаб, далеки от реальности. Я сам болел и на себе испытал нехватку коек в стационарах. Потери будут подсчитывать после войны. Как писал Лермонтов в "Бородино": "Тогда считать мы стали раны, товарищей считать".

И на мой взгляд, нет смысла пытаться уличить власть в этом, она действует в ситуации форс-мажора. Когда обстановка выровняется, нужно будет проанализировать успехи и неудачи и сделать выводы.

Владимир Куликов, доктор медицинских наук, директор клиники "Хелми", председатель комитета Алтайской ТПП по здравоохранению:

– Я думаю, повышенная смертность связана не только с коронавирусом напрямую, но и с теми осложнениями, которые он вызывает, и другими не менее опасными хроническими заболеваниями, которые невозможно было профилактировать и эффективно лечить во время пандемии. Плановая помощь была прекращена, возвращалась частично, затем снова прекращена. Госпитализаций в регионе по причинам, не связанным с COVID-19, было мало.

Черный октябрь: рекордную смертность зафиксировали в Алтайском крае

Судя по статистике, с начала 2020 года уровень смертности в крае оставался примерно на том же уровне, что и в 2019-м, иногда цифры были даже ниже. Но уже в сентябре наметился заметный рост

Самой популярной причиной смерти в регионе, как и во всем мире, остаются сердечно-сосудистые заболевания. Кровеносная система очень сложно устроена и по этой причине наиболее подвержена изнашиванию. Наше сердце работает без перерывов по 70-100 лет, а сосуды все это время находятся под давлением крови в 120 мм ртутного столба и выше.

Но естественное угасание – это одно, а преждевременная смертность – другое. Уже есть научные исследования о том, что она растет. И невозможно объяснить это, не принимая во внимание обстановку в связи с COVID-19.

Коронавирусная инфекция системно влияет на важные органы, уязвимые при стрессе, – сердце, мозг, почки, печень. Она провоцирует поражение сосудов, тромбозы. А это является основной причиной острых коронарных синдромов – инфарктов, ишемических инсультов. Поэтому да, пандемия отражается на продолжительности жизни, которая у нас в крае и так оставляет желать лучшего.

Вера Карпова, заведующая терапевтическим отделением Городской поликлиники № 3:

– Я могу комментировать только обстановку по своему медучреждению. Не берусь давать оценок, но, действительно, помимо всем понятной обстановки с коронавирусом, у нас в этом году повысилась смертность по некоторым параметрам, не относящимся к воспалительным заболеваниям.

Смертность среди алтайских пенсионеров рванула вверх осенью-2020

Данные показывают, что в Алтайском крае уровень смертности осенью 2020 года увеличился почти в два раза. При этом в регионе становится все меньше людей пенсионного возраста

К примеру, умерших от сердечно-сосудистых заболеваний стало больше. Но при этом средний возраст пациентов – 82 года. То есть мы говорим о естественном ходе вещей.

А вот онкобольных умерло меньше – этим пациентам в крае старались оказывать помощь максимальную даже во время наиболее сложных периодов пандемии. Также интересно, что по причине острых коронарных состояний в нашем медучреждении смертность держится на прежнем уровне.

Ирина Переладова, главный внештатный врач-эпидемиолог Алтайского края:

–  Тут даже гадать не нужно: у нас пандемия. К тому же коронавирусная инфекция сейчас проходит на фоне подъема заболеваемости ОРВИ, а в дальнейшем и гриппа. Видимо, для этой инфекции характерна вот такая сезонность – ведь первые четыре месяца смертности не было. Я не могу сказать, что у нас происходит что-то из ряда вон необычное, не связанное с коронавирусом, и все это скрывают.

Также нельзя не принимать во внимание то, какие осложнения COVID-19 вызывает у людей с тяжелыми хроническими заболеваниями. Эта инфекция значительно ухудшает лечение сопутствующих болезней. Люди в возрасте, диабетики, легочники, сердечники находятся в группе высокого риска. Не было бы ковида, многие из умерших могли бы жить.

Павел Шумихин, врач-хирург, депутат АКЗС, член комитета по здравоохранению и науке:

– Статистика с указанием причин смертности в крае появится лишь в первом квартале 2021 года. Там мы как раз увидим причины смертности детально, по нозологической структуре.

Возможно, свою лепту вносит смертность от ковида, от его последствий, которые пока еще не классифицированы как связанные с ним. Нельзя также сбрасывать со счетов другие заболевания – у нас был достаточно длительный период, когда плановая помощь и даже неотложная была затруднена. Вероятно, дало свои плоды небрежное отношение жителей края к масочному режиму и в целом тот факт, что заболевание поначалу недооценивали. Это повлияло и на вирусную нагрузку, и на рост заболеваемости. Но однозначные выводы делать пока рано.

Лента новостей